Меню Закрыть

Методики исследования ощущения

Ощущение является психическим процессом, состоящим в отражении обособленных качеств предметов и явлений окружающего материального мира и внутреннего состояния организма при воздействии какого-либо раздражителя на соответствующий рецептор.

Органы чувств (зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, проприоцептивный, вестибулярный анализаторы) получают, отбирают, накапливают информацию и передают её в ЦНС. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор. Ощущение может быть определено путём определения функционального состояния анализаторов. Предлагаем разобрать базовый набор методик исследования анализаторов.

1.1 Базовый набор методик исследования слухового анализатора

Для оценки слухового анализатора применяются методики определения порогов слухового ощущения, порогов маскировки, порогов дифференциальной чувствительности, адаптационных свойств и других характеристик слухового анализатора.

А) Определение абсолютных порогов слышимости

Под абсолютным порогом слышимости следует понимать тот минимальный уровень слухового давления сигнала, при котором обследуемый начинает его ощущать в условиях практической тишины. Абсолютные пороги слышимости определяются с помощью аудиометра любого типа, как правило, на стандартной частоте 1000 Гц и 4000 Гц. Для построения диаграммы может быть выбран более широкий промежуточный диапазон частот. Определение необходимо проводить в тихом помещении при общем уровне шума, не превышающем 40 дБ. На первом этапе исследования необходимо установить на аудиометре выбранную частоту и вывести ручку аттенюатора на нулевое деление шкалы, проградуированной в децибелах.
Определение производится моноурально: сначала для одного, а затем для другого уха. Поворотом ручки аттенюатора постепенно увеличивают звуковое давление. Как только обследуемый сообщит о начале ощущения сигнала, экспериментатор отмечает уровень звукового давления его. После этого ручка аттенюатора вновь возвращается в исходное положение.
Измерение следует повторить не менее 5-6 раз.
За порог слышимости для тона данной частоты принимается результат усреднения всех измерений. Затем устанавливается другая выбранная частота тона, и процедура исследования повторяется в том же порядке.

Б) Определение порога маскировки

Окружающий шум затрудняет (маскирует) восприятие звуковых сигналов, повышая для них порог слышимости. Порог слышимости, измеренный на фоне маскирующих звуков, называется порогом маскировки. Порог маскировки характеризует помехоустойчивость слухового анализатора. Его определение производится с помощью аудиометров, имеющих в своей схеме генератор «белого» шума. Для определения порога маскировки на головные телефоны аудиометра подастся «белый» шум общим уровнем 70 дБ, и на его фоне измеряется порог слышимости для тона стандартной частоты 1000 Гц.

В) Определение порогов дифференциальной чувствительности

Под порогами дифференциальной чувствительности слухового анализатора следует понимать минимально воспринимаемую величину изменения параметров тонального сигнала. Пороги дифференциальной чувствительности слухового анализатора определяются с помощью аудиометров, имеющих устройства для плавного изменения частоты и интенсивности звука.
При обследованиях на аудиометре устанавливается тон стандартной частоты 1000 Гц. Определяется порог слышимости для тона этой частоты. Затем уровень звукового давления стандартного тона увеличивается на 40 дБ над порогами его слышимости и определяется дифференциальная чувствительность.
Для установления дифференциальной чувствительности к изменению высоты тона производят плавную расстройку стандартной частоты в сторону её повышения и понижения, начиная с разницы +1 Гц. Если обследуемый не ощущает этой разницы, вновь устанавливают стандартную частоту и производят расстройку на +2 Гц, затем на +3 Гц и т.д. до тех пор, пока он не начнёт ощущать разницу по высоте тона между стандартной частотой и частотой расстройки. В целях бóльшей уверенности в достоверности результатов исследования обследуемому предлагают давать дифференцированные ответы: «выше» или «ниже» тон расстройки по отношению к тону стандартной частоты.
Дифференциальная чувствительность к изменению громкости тона определяется точно так же, как и дифференциальная чувствительность к изменению высоты. Разница состоит лишь в том, что в данном случае изменяется уровень звукового давления сигнала на +1 дБ, +2 дБ и т. д. по отношению к исходному уровню (40 дБ над порогом слышимости).

Г) Определение адаптационных свойств

Под адаптацией слухового анализатора следует понимать его способность изменять уровень возбудимости под влиянием адекватных раздражителей. К адаптационным свойствам слухового анализатора относят: прямую адаптацию, характеризуемую повышением порогов слышимости при действии интенсивных адекватных раздражителей, и обратную адаптацию, характеризуемую временем восстановления исходных порогов слышимости после действия интенсивных адекватных раздражителей.
Определение производится с помощью аудиометра любого типа. Сначала у обследуемого определяют порог слышимости (моноурально) для тона частоты 1000 Гц. Затем увеличивают уровень звукового давления этого тона на 100 дБ над порогом слышимости и воздействуют им в течение 3 мин. После этого действие тона полностью снимается (уровень звукового давления приводится к нулевому значению), и сразу же проводят измерение порога слышимости. Затем повторно определяют порог слышимости через каждые 20 с до тех пор, пока он не достигнет исходного (до воздействия интенсивным тоном) значения.
Весь комплекс исследования повторяется 5-6 раз. Полученные результаты в каждой точке определения усредняются. По величине повышения порога слышимости, измеренного сразу после 3-минутного воздействия интенсивным тоном, судят о степени выраженности прямой адаптации, а по времени восстановления порога слышимости до исходного значения ― о времени обратной адаптации.
Чем меньше величина повышения порога слышимости после действия раздражителя и чем быстрее происходит его восстановление, тем лучше выражены адаптационные свойства слухового анализатора.

1.2 Оценка функционального состояния зрительного анализатора

При оценке функционального состояния зрительного анализатора должно соблюдаться постоянство уровня освещённости, яркости, контрастности объекта, дистанции наблюдения и т. п. Весь комплекс исследования зрительных функций рекомендуется проводить в специально оборудованном затемненном помещении с искусственным освещением.

А) Определение остроты зрения

Острота зрения является показателем пространственно-различительной способности зрительного анализатора. Она определяется табличными методами исследования с буквами или кольцами Ландольта. За нормальную остроту зрения принимают различение 2 точек, у которых угол лучей равен 50″, что соответствует расстоянию на сетчатке глаза 4 мкм.

Б) Определение порога контрастной чувствительности

Порог контрастной чувствительности характеризует дифференциально-различительную способность зрительного анализатора по отношению к различным яркостям. В основе данного метода лежит сравнение двух половин испытательного поля, обладающих раздельной регулировкой яркости.
Обследование проводится с помощью горизонтального фотометра ФМС-56. После предварительной адаптации глаза к яркости испытательного поля в течение 15 мин. экспериментатор устанавливает на приборе равные по яркости поля сравнения. Обследуемый должен вращать регулировочный винт фотометра до момента, когда правое поле начнёт казаться ярче левого. Отсчитываются показания. Затем винт возвращается через положение равенства, и отмечается момент, когда левое поле начнёт казаться ярче правого. Такие измерения производят 10 раз и из полученных отсчётов (по абсолютным величинам) определяют среднее арифметическое. Исследования обязательно проводятся при двух исходных яркостях: большой и малой (2000 и 40 кд/м2).

В) Определение абсолютной световой чувствительности

Абсолютная световая чувствительность измеряется в ходе темновой адаптации с помощью адаптометра Белостоцкого-Гофмана (АДМ).
Сущность метода состоит в том, что после предварительного освещения глаза ярким светом обследуемому в темноте на протяжении одного часа периодически предъявляют световой раздражитель возрастающей интенсивности. Минимальная интенсивность света, воспринимаемая обследуемым, принимается за пороговую и характеризует абсолютную световую чувствительность зрительного анализатора. Исходная яркость объекта наблюдения в адаптометр АДМ равняется приблизительно 69 кд/м2. За счёт диафрагмы, четырёх нейтральных светофильтров и затемнителя интенсивность воздействующего на глаз света может быть уменьшена в 4 х 10 раз. В норме световая чувствительность быстро возрастает в темноте впервые 20 мин, достигая максимума через 40–45 мин.

Г) Определения ближней и дальней точек ясного видения

Для определения используют прибор с основанием длиной 1 м. Вдоль основания по направляющей движется стойка с тестом. На основании укреплён держатель для фиксации головы. В качестве теста используются таблицы с буквенными и цифровыми знаками или кольцами Ландольта, которые имеют определённый угловой размер. Тест устанавливают на расстоянии 5 см от глаза обследуемого и медленно отодвигают до тех пор, пока обследуемый не начнёт видеть его отчётливо и сможет правильно назвать знаки таблицы-теста. Такое положение теста будет соответствовать ближней точке ясного видения (р), выраженной в см по шкале на основании прибора. Для определения дальней точки ясного видения перед глазами обследуемого устанавливают линзу в 2Д (что значительно отдаляет тест) и продолжают отодвигать тест до тех пор, пока знаки таблицы не перестанут отчётливо восприниматься обследуемым. В данном случае положение теста будет соответствовать дальней точке ясного видения (а).
Преломляющую силу оптической системы глаза рассчитывают для ближней точки ясного видения по формуле Р=1/р, а для дальней точки – А=1/а.
Память ‒ совокупность процессов центральной нервной системы, обеспечивающих запечатление, хранение, воспроизведение и утрату информации, получаемой через посредство сенсорных систем.

Источник — Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Сборник психологических тестов и методик: учебное пособие. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2021. — 111 с.

Опубликовано в Психология

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *