Меню Закрыть

Методики исследования памяти

Методики исследования памяти

Память может быть исследована с помощью следующих методик.

А) Методика исследования кратковременной зрительной памяти на числа

Данная методика предназначена для оценки объёма и устойчивости кратковременной зрительной памяти на числа.
Сущность исследования заключается в том, что обследуемым предъявляется в течение 30 с таблица с двенадцатью двузначными числами, которые нужно запомнить и затем в течение 1 мин записать.
Перед началом работы обследуемым даётся следующая инструкция:
«Вам будет предъявлена таблица с 12 двузначными числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за время предъявления запомнить как можно больше чисел. Перед предъявлением таблиц будет подана команда “Внимание!”.
Брать в это время карандаши не разрешается. Через 30 секунд таблицы будут убраны, и будет дана команда “Пишите!”. Вы должны записать числа, которые запомнили.
Порядок расположения чисел при записи значения не имеет».
На запись дается 1 минута.
После команды о начале работы ассистент открывает таблицы, а экспериментатор одновременно включает секундомер и оставляет его в поле зрения ассистента. Через 30 с таблицы убирают и подают команду “Пишите!”. Через 1 мин подаётся команда “Положить карандаши!”.
Слуховой вариант предъявления информации заключается в следующем. Испытуемому зачитывается 12 двузначных чисел, которые он должен воспроизвести в течение 1 минуты. В норме воспроизводится 6-8 чисел.

Б) Методика определения долговременной (отсроченной) зрительной памяти на числа

Данная методика предназначена для исследования и оценки объёма, устойчивости долговременной зрительной памяти на числа. Сущность методики заключается в том, что обследуемому предлагается через 40 мин. после проведения методики «Непосредственная (кратковременная) зрительная память на числа» повторить воспроизведение чисел, которые предъявлялись и запоминались ранее.
Перед началом работы даётся следующая инструкция: «Вам надо вспомнить те числа, которые я показывал на таблицах ранее, и записать их ещё раз так же, как Вы это уже делали. Таблицы больше показывать не буду».
Результаты исследования по методикам «Непосредственная (кратковременная) зрительная память на числа» и «Долговременная (отсроченная) зрительная память на числа» проверяются сравнением записи обследуемого с ключом, представляющим собой макет демонстрационных таблиц.
Определяется общее количество воспроизведенных чисел (производительность в норме 2), количество неправильно записанных чисел (количество ошибок около 5%), количество правильных ответов (определяется как разность между производительностью и количеством ошибок ‒ в норме 4-5).

В) Методика «оперативная память»

Данная методика предназначена для исследования и оценки объёма и устойчивости оперативной памяти на числа.
Сущность исследования заключается в том, что обследуемым зачитываются 10 числовых рядов. Каждый ряд состоит из 6 однозначных чисел, которые необходимо запомнить в том порядке, в каком они зачитывались экспериментатором, затем произвести в уме сложение каждого предыдущего числа с последующим и полученные суммы записать.
Перед началом работы обследуемым даётся следующая инструкция:
«Я буду зачитывать ряды из 6 однозначных чисел. Ваша задача ‒ запомнить эти числа в том порядке, в каком я буду читать, затем после зачитывания каждого числового ряда сложить в уме первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, пятое с шестым и полученные 5 сумм записать на листе в строчку.
Окончание зачитываемого ряда чисел я буду обозначать, акцентируя ударение на последнем числе.
Например, читаю: 3, 1, 5, 2, 7, 4 (возможен показ на доске).
Складываю первое число со вторым ‒ получается 4; складываю второе число с третьим ‒ получается 6; складываю третье число с четвёртым ‒ получается 7; складываю четвёртое число с пятым ‒получается 9; складываю пятое число с шестым ‒ получается 11. Записываю суммы: 4, 6, 7, 9, 11. Эти операции Вы должны делать в уме, удерживая в памяти исходные предъявленные числа. На решение и запись сумм, полученных от сложения чисел одного ряда, отводится 15 секунд.
Сейчас Вам будут зачитываться числа. Взять карандаши!
Внимание!
А) 3, 1, 7, 4, 5, 2 (пауза 15 секунд)
Б) 2, 5, 4, 8, 1, 7 (пауза 15 секунд)
В) 4, 1, 9, 3, 5, 6 (пауза 15 секунд)
Г) 1, 8, 3, 5, 4, 7 (пауза 15 секунд)
Д) 5, 3, 6, 7, 2, 9 (пауза 15 секунд)
Е) 6, 2, 9, 1, 7, 8 (пауза 15 секунд)
Ж) 4, 7, 1, 8, 3, 5 (пауза 15 секунд)
З) 7, 2, 9, 3, 5, 4 (пауза 15 секунд)
И) 3, 6, 5, 4, 7, 2 (пауза 15 секунд) К) 8, 2, 6, 3, 9, 5 (пауза 15 секунд) Стоп! Положить карандаши!».
Результаты исследования по методике «Оперативная память» проверяются с помощью ключа, представляющего собой таблицу с правильно расставленными суммами.
Определяется общее количество сложений (сумм ‒ в норме 46-48), выполненных во всех 10 рядах (производительность), количество неправильно записанных сумм (количество ошибок ‒ около 4-10%), количество правильных ответов (определяется как разность между производительностью и количеством ошибок ‒ в норме 40-45).

Г) Методика диагностики оперативной памяти

Методика применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несёт основную функциональную нагрузку (табл. 1). Порядок проведения таков: испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор даёт следующую инструкцию.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

ФИО (№) _______________________________

№ ряда Сумма
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

 

Таблица 1

 

№ ряда Стимульный  материал КЛЮЧ
1. 5, 2, 7, 1, 4 7985
2. 3, 5, 4, 2, 5 8967
3. 7, 1, 4, 3, 2 8575
4. 2, 6, 2, 5, 3 8878
5. 4, 4, 6, 1, 7 8107
6. 4, 2, 3, 1, 5 6546
7. 3, 1, 5, 2, 6 4678
8. 2, 3, 6, 1, 4 5975
9. 5, 2, 6, 3, 2 7895
10. 3, 1, 5, 2, 7 4679

 

Интерпретация результатов

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени — 4-5 мин. Для получения более надёжного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Источник — Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Сборник психологических тестов и методик: учебное пособие. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2021. — 111 с.

Опубликовано в Психология

Связанные записи