Методики исследования мышления
Мышление ‒ это опосредованное, обобщенное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях. Данный процесс всегда вызван какими-либо потребностями личности.
А) Методика «Арифметический счёт в уме»
Методика предназначена для исследования способностей к выполнению счётных операций и активности процессов мышления. Испытуемому предлагается в течение 1 минуты быстро и правильно в уме прибавить к полученным суммам одно и то же двузначное число. Для оценки результатов исследования учитывались количество сложений за 1 минуту (15-18), число ошибок 1-2), относительная величина ошибок в процентах (до 10%). Б) Методика «Компасы» (рис. 1)
Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.
Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображённом компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, З, С-В, С-З, Ю-В, Ю-З) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того, как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.
Время выполнения задачи — 5 мин.
Результаты обследования обрабатываются по ключу.
Определяются следующие показатели:
- общее число просмотренных компасов — производительность (П);
- время выполнения задания (Т);
- число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (О);
- относительная частота неправильных ответов (О/П);
- скорость работы (комп./мин).
В) Методика «Количественные отношения»
Методика предназначена для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения ‒ 5 мин.
Инструкция: «Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. В каждой задаче Вам необходимо указать, в каком отношении находятся буквы, стоящие под чертой.
Время решения всех задач — 5 мин».
Стимульный материал
1. A больше B в 9 раз
B меньше C в 4 раза
C ? A
2. A меньше B в 10 раз
B меньше C в 6 раз
A ? C
3. A больше B в 3 раза
B меньше C в 6 раз
C ? A
4. A больше B в 4 раза
B меньше C в 3 раза
C ? A
5. A меньше B в 3 раза
B больше C в 7 раз
A ? C
6. A больше B в 9 раз
B меньше C в 12 раз
C ? A
7. A больше B в 6 раз
B больше C в 7 раз
A ? C
8. A меньше B в 3 раза
B больше C в 5 раз
C ? A
9. A меньше B в 10 раз
B больше C в 3 раза
C ? A
10. A меньше B в 2 раза
B больше C в 8 раз
A ? C
11. A меньше B в 3 раза
B больше C в 4 раза
C ? A
12. A больше B в 2 раза
B меньше C в 5 раз
A ? C
13. A меньше B в 5 раз
B больше C в 6 раз
C ? A
14. A меньше B в 5 раз
B больше C в 2 раза
A ? C
15. A больше B в 4 раза
B меньше C в 3 раза
C ? A
16. A меньше B в 3 раза
B больше C в 3 раза
A ? C
17. A больше B в 4 раза
B меньше C в 7 раз
C ? A
18. A больше B в 3 раза
B меньше C в 5 раз
A ? C
Обработка результатов
Подсчитывается количество правильных ответов (табл. 2). Норма взрослого человека — 10 и более.
Таблица 2
1. | C<A | 7. | A<C | 13. | C<A |
2. | A<C | 8. | C<A | 14. | A<C |
3. | C>A | 9. | C>A | 15. | C<A |
4. | C<A | 10. | A>C | 16. | A<C |
5. | A>C | 11. | C<A | 17. | C>A |
6. | C>A | 12. | A<C | 18. | A>C |
Г) Методика исследования активности мышления
Активность мышления ‒ это характеристика, показывающая способность индивида к использованию своего интеллектуального потенциала, своих мыслительных способностей для достижения конкретных целей и задач. Расчётный показатель активности мышления отражает уровень способности для решения интеллектуальных задач. Берутся не интеллектуальные способности индивида, а изменяемые характеристики мыслительных процессов: гибкость и беглость мышления.
Гибкостью считается способность индивида к решению интеллектуальных задач с помощью трансформации абстрактных объектов (слов или образов) в приемлемый для обработки информации вид, создание новых ассоциативных связей абстрактных объектов между собой.
Беглостью считается способность индивида к решению интеллектуальных задач с помощью методики выбора варианта правильного ответа или решения путём отсеивания неправильных ответов или неподходящих решений.
Методика исследования активности мышления состоит из четырёх частей.
Описание методики
Первая часть позволяет исследовать вербальную гибкость мышления.
Испытуемому предъявляется набор из четырех букв: «Я П Т О» (другой вариант ‒ «Д М И Р») и устанавливается задание написать предложения по следующим правилам:
- предложение должно состоять из четырех слов;
- первое слово должно начинаться на «Я», второе ‒ на «П» и т.д.;
- слова в предложении не могут повторяться;
- предложение может быть бессмысленным, но слова в нём должны быть связанными между собой (для примера: «Яйцо полетело творить обструкцию»);
- предложений необходимо составить как можно больше; время выполнения задания ‒ 1 минута.
В норме пишутся 4 предложения.
Вторая часть позволяет исследовать образную гибкость мышления.
Испытуемому устанавливается задание нарисовать как можно больше рисунков с использованием определённых элементов по следующим правилам:
- элементами являются два крючка или «корона»;
- элементы могут использоваться в одном рисунке несколько раз;
- форма элементов не должна меняться;
- элементы можно изменить по размеру или повернуть;
- рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактных линий или фигур;
- рисунков необходимо сделать как можно больше; время выполнения задания ‒ 1 минута.
В норме рисуется 4 рисунка.
Третья часть позволяет исследовать вербальную беглость мышления.
Испытуемому устанавливается задание написать женские имена, начинающиеся на «А» (или второй вариант ― мужские имена на «А») по следующим правилам:
- имена не должны дублировать друг друга;
- использовать можно редкие и «заграничные» имена; • имён необходимо написать как можно больше;
- время выполнения задания 1 минута.
В норме пишется 6-7 имён.
Четвёртая часть позволяет исследовать образную беглость мышления.
Испытуемому предъявляется набор из двенадцати окружностей (диаметром около 2 см) и устанавливается задание дорисовать как можно к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоёмами (другой вариант — с продуктами питания) по следующим правилам:
- окружность должна являться составным элементом рисунка;
- рисунок не должен располагаться полностью внутри окружности;
- рисунков необходимо составить как можно больше.
Время выполнения задания 1 минута. В норме рисуется 4 рисунка.
Д) Методика исследования логичности мышления (тест Равена)
Вас может заинтересовать — Прогрессивные матрицы Равена / Цветные прогрессивные матрицы / Стандартные прогрессивные матрицы |
Данный метод представляет собой поиск рисунков с фигурами, которые связаны между собой определённой зависимостью (приложение). На основном рисунке недостаёт одной фигуры. Внизу рисунка предлагается 6-8 схожих фигур. Необходимо найти закономерности, связывающие рисунок и предложенные варианты фигур, и номер фигуры указать в опросном листе.
Тест представлен 5 сериями по 12 рисунков в каждой. По мере роста номеров рисунков растёт и сложность выполнения задания. От серии к серии растёт также и тип заданий.
В серии 1 ставится задача поиска взаимосвязи в структуре рисунков. Необходимо дополнить недостающие части рисунка предложенными фигурами. Задания позволяет обследуемому проанализировать структуру рисунка и найти схожие особенности в предложенных фигурах.
В серии 2 используется задача поиска взаимосвязи между парами фигур. Необходимо определить принцип, по которому нарисована каждая представленная фигура и подобрать подходящую с учётом оси симметрии.
В серии 3 поставлена задача поиска непрерывно усложняющихся изменений в фигурах на рисунках. Необходимо определить принцип, по которому идёт усложнение, и подобрать недостающую фигуру из представленных.
В серии 4 ставится задача поиска принципа перегруппировки фигур на рисунке. Необходимо найти этот принцип по горизонтальному и вертикальному положению и подобрать недостающую фигуру из представленных.
В серии 5 используется задача поиска принципов распределения фигур рисунка на некоторые элементы. Необходимо найти принципы анализа фигур и их синтеза.
Время на выполнение теста ― 20 мин.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов проводится с помощью ключей (табл. 3). Правильный подбор фигуры оценивается в один балл за каждый рисунок. Определяется общее количество баллов всего и отдельно по сериям (табл. 4, 5).
Разница между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемым результатом по общей шкале выражается как «отклонение» и записывается (0, +1, -1, +2, -2). В случае, когда отклонение в серии больше 2, показатель считается ненадёжным. Бóльшее отклонение говорит о недостатке внимания и/или восприятия.
Индексом интеллектуальной силы является общее количество баллов. Показатель количества баллов по отдельным сериям позволяет судить об уровне интеллекта (табл. 6).
Количественная оценка уровня интеллекта человека
(IQ коэффициент) рассчитывается, с учётом возраста обследуемого (табл. 7), по формуле: IQ = (IQв / %) * 100 (% определяется по таблице корректировки на возраст) (табл. 8).
БЛАНК
ФИО (№) _____________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 |
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.
Различают 5 степеней интеллектуального уровня:
I степень ― более 95% — высокий интеллект;
II степень ― 75-94% — интеллект выше среднего;
III степень ― 25-74% — интеллект средний;
IV степень ― 5-24% — интеллект ниже среднего;
V степень ― ниже 5% — дефект.
Таблица 3
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1-я серия | 4 | 5 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 |
2-я серия | 5 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 4 | 8 |
3-я серия | 5 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 5 | 1 | 7 | 1 | 6 | 2 |
4-я серия | 3 | 4 | 3 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 1 | 2 | 5 | 6 |
5-я серия | 7 | 6 | 8 | 2 | 1 | 5 | 1 | 3 | 6 | 2 | 4 | 5 |
Таблица 4
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1-я серия | 4 | 5 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 |
2-я серия | 5 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 |
3-я серия | 5 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 5 | 1 | 7 |
4-я серия | 3 | 4 | 3 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 1 |
5-я серия | 7 | 6 | 8 | 2 | 1 | 5 | 1 | 3 | 6 |
Таблица 5
Количество правильных ответов/серия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | IQ |
15 | 8 | 4 | 2 | 1 | 0 | 62 |
16 | 8 | 4 | 3 | 1 | 0 | 65 |
17 | 8 | 5 | 3 | 1 | 0 | 65 |
18 | 8 | 5 | 3 | 2 | 0 | 66 |
19 | 8 | 6 | 3 | 2 | 0 | 67 |
20 | 8 | 6 | 4 | 2 | 0 | 69 |
21 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 70 |
22 | 9 | 6 | 4 | 2 | 1 | 71 |
23 | 9 | 7 | 4 | 2 | 1 | 72 |
24 | 9 | 7 | 4 | 3 | 1 | 73 |
25 | 10 | 7 | 4 | 3 | 1 | 75 |
26 | 10 | 7 | 5 | 3 | 1 | 76 |
27 | 10 | 7 | 5 | 4 | 1 | 77 |
28 | 10 | 7 | 6 | 4 | 1 | 79 |
29 | 10 | 7 | 6 | 5 | 1 | 80 |
30 | 10 | 7 | 6 | 5 | 2 | 82 |
31 | 10 | 7 | 7 | 5 | 2 | 83 |
32 | 10 | 8 | 7 | 5 | 2 | 84 |
33 | 11 | 8 | 7 | 5 | 2 | 86 |
34 | 11 | 8 | 7 | 6 | 2 | 87 |
35 | 11 | 8 | 7 | 7 | 2 | 88 |
36 | 11 | 8 | 8 | 7 | 2 | 90 |
37 | 11 | 9 | 8 | 7 | 2 | 91 |
38 | 11 | 9 | 8 | 8 | 2 | 92 |
39 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 94 |
40 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 95 |
41 | 11 | 10 | 9 | 8 | 3 | 96 |
42 | 11 | 10 | 9 | 9 | 3 | 98 |
43 | 12 | 10 | 9 | 9 | 3 | 99 |
44 | 12 | 10 | 9 | 9 | 4 | 100 |
45 | 12 | 10 | 9 | 9 | 5 | 102 |
46 | 12 | 10 | 10 | 9 | 5 | 104 |
47 | 12 | 10 | 10 | 9 | 6 | 106 |
48 | 12 | 11 | 10 | 9 | 6 | 108 |
49 | 12 | 11 | 10 | 10 | 6 | 110 |
50 | 12 | 11 | 10 | 10 | 7 | 112 |
51 | 12 | 11 | 11 | 10 | 7 | 114 |
52 | 12 | 11 | 11 | 10 | 8 | 116 |
53 | 12 | 11 | 11 | 11 | 8 | 118 |
54 | 12 | 12 | 11 | 11 | 8 | 120 |
55 | 12 | 12 | 11 | 11 | 9 | 122 |
56 | 12 | 12 | 12 | 11 | 9 | 124 |
57 | 12 | 12 | 12 | 11 | 10 | 126 |
58 | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 128 |
59 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 130 |
60 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 140 |
Таблица 6
Проценты | Степень |
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого |
75-95 | 2 степень: незаурядный интеллект |
25-74 | 3 степень: средний интеллект |
5-24 | 4 степень: интеллект ниже среднего |
5 и менее | 5 степень: дефектная интеллектуальная способность |
Таблица 7
Возраст | 14-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 | 46-50 | 51-55 | 56-60 |
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70 |
Таблица 8
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта |
Свыше 140 | незаурядный, выдающийся интеллект |
121-140 | высокий уровень интеллекта |
111-120 | интеллект выше среднего |
91-110 | средний уровень интеллекта |
81-90 | интеллект ниже среднего |
71-80 | низкий уровень интеллекта |
51-70 | лёгкая степень слабоумия |
21-50 | средняя степень слабоумия |
0-20 | тяжёлая степень слабоумия |
Е) Методика исследования логического аспекта математического мышления «Закономерности числового ряда»
Методика оценивает теоретические математические способности. Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 — — 7
2) 1 4 9 16 — — 49 64 81
3) 16 17 15 18 14 19 — —
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
5) 7 16 9 5 21 16 9 — 1
6) 2 4 8 10 20 22 — — 92 94
7) 24 22 19 15 — —
КЛЮЧ
1) 12 9
2) 25 36
3) 13 20
4) 36 38
5) 13
6) 44 46
7) 10 4
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов проводится с помощью ключей. Оценивается число правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — 3 и выше.
Источник — Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Сборник психологических тестов и методик: учебное пособие. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2021. — 111 с.