Тест Сонди. Методика восьми влечений. Метод портретных выборов (МПВ), модификация Собчик. Опросник - судьбоанализ. - SOWY.RU
Меню Закрыть

Тест Сонди. Методика восьми влечений. Метод портретных выборов (МПВ), модификация Собчик. Опросник — судьбоанализ.

Описание: Методика восьми влечений или Метод портретных выборов (МПВ, модификация Собчик) это проективный личностный тест, разработанный психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди (Зонди) в середине XX столетия. Тест Сонди также называют судьбоанализом и неспроста: он дает ответ на многие вопросы, в том числе объясняет выбор человека в любви, дружбе, профессии, на работе, и указывает на предрасположенность к определенным заболеваниям.

Тест Сонди делает упор на то, что шило в мешке не утаишь, и генетически заложенное в человеке будет проявляться так или иначе. Причем, нет ни хороших, ни плохих задатков, это две стороны одной медали, вопрос в том, примем ли мы свою истинную сущность и примем как совершенство, проявим себя по полной, сознательно будем делать выбор и извлечем максимум из того, что нам дано природой. Или же по тем или иным причинам сочтем постыдным, неприемлимым и, все равно, будем идти в том же направлении, но уже по темной полосе жизни?..

Судьбоанализ стал связующим звеном между психоанализом Фрейда, где основное внимание уделено индивидуальному бессознательному, и аналитической психологией Юнга, в которой основной акцент сделан на коллективном бессознательном, Леопольд Сонди свой научный интерес направил на исследование феноменов, так называемого семейного или родового бессознательного, основной особенностью которого является проявление его в выборах личности, оставляющих отчетливый след на его жизненном пути. Влечение, одно из основных понятий судьбоанализа, говорит о том, каким образом генетическая информация, определяющая инстинктивную природу человека, проявляет себя в сфере психического. В этом смысле судьбоанализ – это связующее звено между генетикой и психологией. И метод восьми влечений является эффективным средством для применения его в профориентационном консультировании. Тест предназначен для работы с детьми старше 10 лет и взрослыми. Так как структура влечений, лежащая в основе методики портретных выборов универсальна, тест Сонди может использоваться для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности. Время тестирования – 15-20 мин.

Инструкция к тесту Сонди. Вам будут предлагаться портреты, 6 серий (комплектов) по 8 портретов в каждой. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными (наиболее симпатичный), а затем другой, тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем – следующий за ним. Затем Вам необходимо будет выбрать самый несимпатичный портрет (наиболее неприятный), а затем самый несимпатичный портрет из оставшихся. Так необходимо будет повторить шесть раз с каждым из комплектов фотографий. Фотографии в серии обозначаются (нумеруются, маркируются, называются) слева на право, сверху вниз.

Стимульный материал к тесту Сонди.

Портреты Сонди. Комплект № 1.

Тест Сонди.

Портреты Сонди. Комплект № 2.

Тест Сонди.

Портреты Сонди. Комплект № 3.

Тест Сонди.

Портреты Сонди. Комплект № 4.

Тест Сонди.

Портреты Сонди. Комплект № 5.

Тест Сонди.

Портреты Сонди. Комплект № 6.

Тест Сонди.

Ключ к тесту Сонди.

Детальную интерпретацию (обработка, расшифровка, рекомендации, профориентация) вы можете найти в книге Л. Сонди «Судьбоанализ».

Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение:

h — Эрос-фактор;

s — Танатос-фактор;

е — Этос-фактор (этика);

hy — Фактор морали;

к — Систола-фактор по отношению к Я-расширению («иметь»);

р — Диастола-фактор по отношению к Я-расширению («быть»);

d — Фактора доверия-недоверия;

m — Фактор привязанности и отделения.

Если портрет выбирается как симпатичный, под буквой на схеме профиля ставится знак (+), если портрет выбирается как несимпатичный — знак (-). Таким образом, в конце первой части обследования на схеме профиля должно быть 24 знака: 12 плюсов и 12 минусов.

(Вид заполненной сетки, где в каждом вертикальном столбце первые шесть ячеек — это понравившиеся фотографии, а следующие шесть — не понравившиеся).

Тест Сонди.

Регистрационный бланк-сетка для теста Сонди, где:

S-вектор — желание межполовой близости;

P-вектор — пароксизмальные влечения или вектор демонстративности;

Sch-вектор — Я-влечения, Я-побуждения («иметь и быть»);

C-вектор — социальное влечение (влечение к контактам).

Обработка результатов теста Сонди.

По методу Сонди различают три формы реакции выбора:

1. Нулевые реакции — ни разу не выбирается портрет одного кода из числа всех предъявленных в 6 сериях или выбирает только один (как симпатичный или несимпатичный);

2. Полные реакции — выбираетcя 4 и более раз портрет, который относится к конкретному фактору (как симпатичный или несимпатичный);

Среди полных реакций отдельно обозначают амбивалентные реакции — 4 и больше выборов, среди которых два и больше с противоположными знаками; позитивные реакции — 4 и больше выборов, однако, количество негативных среди них не больше одного; негативные реакции — 4 и больше выборов, однако количество позитивных среди них не больше одного.

3.Средние реакции — портрет, который относится к первому фактору, выбирается два или три раза (как симпатичный или несимпатичный).

С точки зрения психологии влечений нулевые реакции свидетельствуют о том, что данная потребность (фактор) является важной для субъекта, однако на момент тестирования она уже удовлетворена в полной мере (т. е. еще до момента выбора).

Полная реакция также свидетельствует о значительной роли данной потребности (фактора). Сонди считает, что, в отличие от нулевой реакции, в случае полной реакции данная потребность является нереализованной (фрустрированной). Также он подчеркивает, что количество выборов указывает на силу потребности, а направление тенденции, (+) или (-), на установку «Я». В соответствии с теорией Сонди, позитивные выборы свидетельствуют о том, что обследуемый удовлетворен данной тенденцией у себя, но реализации данной потребности мешают только внешние обстоятельства. Человек ждет удобного момента для удовлетворения этой потребности.

Негативные выборы говорят о том, что человек не удовлетворен соответствующей тенденцией, возражает ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутриличностные преграды. На практике часто встречаются три формы полных реакций:

  1. Позитивная реакция с высоким напряжением — выбираетcя четыре, пять или шесть портретов одного фактора, причем все как симпатичные (+4, +5, +6);
  2. Негативные реакции с высоким напряжением — выбирается четыре, пять или шесть портретов одного фактора, причем все как несимпатичные (-4, -5, -6);
  3. Полная амбивалентная реакция — выбирается шесть портретов одного фактора в вариантах:

а) два или три — как симпатичные, остальные два или три — как несимпатичные (+2/-2; +2/-3; +3/-2; +3/-3);

б) четыре — как симпатичные (несимпатичные), два — в противоположном направлении (+4/-2, +2/-4).

Интерпретация теста Сонди.

Согласно теории влечений Сонди, факторы влечений — это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, то есть имеют несколько вариаций, проявляющихся в «возможностях судьбы». Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу.множества возможных судеб, а не одной-единственной, предначертанной наперед. Подчеркивая наличие множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:

  1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историческая первичная форма проявления, которая уходит корнями в реакции представителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые «Я»-факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны лишь человеку.
  2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, и эта форма полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.
  3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (в возрасте от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности — любовь к человечеству (h), активность — пассивность (s), авелевы тенденции — каиновы тенденции (е), тщеславие — стыдливость (hy), аутизм — отказ от собственного «Я» (k), инфляция — проекция (р), поиск — прилипание (d), судорожное цепляние — отрыв (m), обусловливают те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.
  4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.
  5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий, а также и определенный круг общения и интересов
  6. Каждый фактор влечения обусловливает также определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Именно здесь кроется способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выбope направления социально-культурной жизни человека.

По мнению Сонди, именно эти факторы изначально предопределяют то, применит ли обследуемый свои духовные способности в:

  • сфере культуры и гуманизма (h),
  • техники и цивилизации (s),
  • религии и этики (е),
  • театрального искусства (hy),
  • философии, психологии, математики, филологии (k),
  • поэзии, научных исследований (р),
  • национальной экономики, хозяйства, коллекционирования произведений искусств (d),
  • речевых видов деятельности, таких как пение или произнесение речей (m).

При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых влечений (в духе концепции Фрейда), а самостоятельно, изначально существующие априорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи каждому человеку как возможный вариант его судьбы.

7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.

Описание каждого из факторов с позиции темперамента, характера их носителя, выбора профессии, склонности к заболеваниям.

Фактор h

  1. Биологические предпосылки: оба типа реакции — и «+» и «-» — отличаются преобладанием характеристик чувствительного типа высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип: h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, а h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности. Тип реагирования — сензитивный, меланхолический.
  3. Характерологические особенности. Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.
  4. Личностные свойства. Тревожность, ведущая потребность — аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни — в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Вариант h+ выявляет напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это — ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды, а вариант h- означает фрустрированность аффилиативной потребности, реализации которой мешают внутренние запреты (табу), в связи с чем возникает эмоциональный дискомфорт и происходит сублимация этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности. Однако набор индивидуально-личностных свойств здесь тот же, что и при h+. Ведущий мотив — стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.
  5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями. Лица, дающие преимущественно реакции типа h+, наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста. При наличии таланта успешно реализуют себя в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при h+), в самодеятельности, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией. Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры. При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном «Я» (показатели фактора k) выражен интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.
  6. Социальная активность. Оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h+) или общества в целом (h-).
  7. Болезненная деформация влечения. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут выражаться в виде затрудненной адаптации для личной жизни и других межполовых инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на межполовой почве.
  8. Как было установлено в экспериментальном исследовании, фактор h позитивно коррелирует с значимым выбором 5-го цветового эталона метода цветовых выборов МЦВ (адаптированного теста Люшера) и 5-й шкалы СМИЛ (MMPI). Кроме того, h+ больше связан с 1-м и 6-м цветами, а также с 3-й и 7-й шкалами СМИЛ. h с 0-м цветом, 2-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор s

  1. Биологические предпосылки. s+: сильный тип высшей нервной деятельности, s-: чувствительный тип.
  2. Конституциональный тип. При s+: атлетическая конституция, стеничный (гипертимный) тип реагирования; при s-: лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип. При s+: решительность, жесткость, предприимчивость, лидерство, трезвый взгляд на жизнь, уверенность в себе, независимость, отсутствие озабоченности переживаниями других людей, нежелание ограничивать себя в чем-либо, преклонение перед достижениями технической мысли, страсть к скоростям, спартанские черты, воинственный характер, агрессивность, межполовая активность без выраженной склонности к глубокой привязанности. При s-: мягкость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности, миротворческие тенденции. Приоритет культурных ценностей.
  4. Личностные свойства. При s+: высокий уровень мотивации достижения, активность, агрессивность, низкий уровень интрапсихической активности. Эмоции внешне проявляются достаточно бурно — негодование, гордость, возмущение, восхищение, но не оставляют глубокого следа в душе. Стиль межличностного поведения независимый, лидирующий. Тип восприятия целостный, интуитивный, без достаточной опоры на опыт, ориентированный на собственное субъективное чутье. В стрессе — импульсивные поведенческие реакции. Защитный механизм — вытеснение или отреагирование вовне. При s-: высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический. В стрессе — ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм — отказ от самореализации.
  5. Выбор профессии. При s+: водитель транспорта — шофер, летчик, машинист; лесоруб, охотник, патологоанатом, фермер, слесарь, техник-механик, стоматолог, грузчик, военачальник, солдат, прокурор, охранник. При s-: медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярский или архивный работник, делопроизводитель, научный работник, филолог, искусствовед.
  6. Социальная активность. При s+: в сфере урбанизации и индустрии, приверженность к технократии. При s-: в сфере культуры и гуманистической деятельности.
  7. Болезненная деформация влечения. При s+: садизм, антисоциальное поведение с жестокими проявлениями. При s-: мазохизм, фетишизм, самоуничижение, суицидальные тенденции.
  8. s+ позитивно коррелирует с 3-м (красным) эталоном Люшера, 4-й и 9-й шкалами СМИЛ (MMPI), a s- с 1-м (синим) эталоном МЦВ, 2-й и 7-й шкалами СМИЛ.

Фактор e

  1. Биологические предпосылки: е+: подвижный тип ВИД; е-: ригидный тип ВНД.
  2. Конституциональный тип: е+: пикнический, эмоционально-неустойчивый, е-: атлетический, агрессивный. е+: смешанный тип реагирования, тревожный; е-: смешанный тип реагирования, эксплозивный.
  3. Конституциональный тип. При е+: конформность установок, декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим. При е-: тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой.
  4. Личностные свойства. При е+: изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, ориентация на общепринятые нормы поведения и мораль общества, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия. Реакция на стресс — страх. Защитный механизм — соматизация. При е-: устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс — агрессивный, взрывной; защитный механизм — рациональная переработка.
  5. Выбор профессии. При е+: специалист по охране здоровья, священнослужитель, миссионер, учитель, воспитатель, адвокат. При е-: моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.
  6. Социальная активность. При е+: общественно полезная активность в сфере этики морали. При е-: противопоставление своих установок этикоморальным устоям.
  7. Болезненная деформация влечения. При е+: склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням; эпилептоидная слащавость. При е-: эпилептоидный педантизм и эксплозивность.
  8. е+ позитивно коррелирует с 1-м и 4-м эталонами Люшера, 3-й и 7-й шкалами СМИЛ; е- со 2-м и 7-м цветовыми эталонами, с 6-й и 4-й шкалами СМИЛ.

Фактор hy

  1. Биологические предпосылки. Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип — Неустойчивый, эмотивный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип. Тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, чертами демонстративности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам своей группы и одновременно отстаивать свои интересы), а тип hу- более высокой тревожностью, склонностью к драматизации имеющихся проблем.
  4. Личностные свойства. При hy+ демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов; мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта. Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли. При hу- личность отличается более высоким самоконтролем. Отсюда «матовые» черты личности, «ищущей признания».
  5. Выбор профессии. При hy+: актер, журналист, манекенщица, художник, общественный деятель, дипломат, продавец, учитель, воспитатель, администратор. При hу-: служитель религиозного культа, миссионер, портной, работник сферы обслуживания.
  6. Социальная активность. Декларация альтруизма, участие в общественных движениях, служение народу.
  7. Болезненная деформация влечения. Истерические конверсионные симптомы (hy+) и психосоматические расстройства (hу-). Авантюризм и псевдология как варианты отклоняющегося поведения (hy+), ханжество (hy-).
  8. hy+ позитивно коррелирует с 4-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, с 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a hy- с 6-м и 0-м эталонами, а также с 7-и и 1-й шкалами СМИЛ.

Фактор k

  1. Биологические предпосылки. Смешанный (k+) или слабый (k-). ригидный (k+) или инертный (k-), левополушарный тип ВИД.
  2. Конституциональный тип. Лептосомный (астенический), гипостенический тормозимый (k-) и шизоидный ригидный (k+) тип реагирования.
  3. Конституциональный тип. При k+: рассудочность, эмоциональная холодность, сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобщениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в общении, скрытность. При k-: сдержанность в проявлении чувств, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга общения, повышенное чувство вины.
  4. Личностные свойства. При k+: созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное «Я», интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения — интровертный, стиль мышления — формально-логический. В стрессе блокировка, защитная реакция — бегство в мир фантазии. При k-: выраженное «супер-Эго», стиль мышления — вербально-аналитический.
  5. Выбор профессии. При k+: математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик. При k-: педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.
  6. Социальная активность. Деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана при реакции k- с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой, а при реакции k+ с экономикой, математикой, физикой.
  7. Болезненная деформация влечения. Болезненно заостренные черты типа k+ трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняющееся поведение — в бродяжничество, социальную дезадаптацию. При k- возможна трансформация в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно-ипохондрические нарушения, отклоняющееся поведение характеризуется полной пассивностью, замкнутостью.
  8. k+ позитивно коррелирует с 0-м, 5-м и 7-м цветовыми эталонами Люшера, с 8-й и 0-й шкалами СМИЛ; k- с 0-м и 5-м эталонами, с 7-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор p

  1. Биологические предпосылки. Сильный (р+) и смешанный-инертный (p-) тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип. Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (р+) и смешанный ригидный (р-).
  3. Конституциональный тип. При р+: спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность. При р-: избирательность в контактах, скрытность, ранимость в отношении критики, настороженность.
  4. Личностные свойства. При р+: высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность — власть, стиль межличностного поведения — доминирующий, стиль познавательной деятельности — целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе — сверхактивность. Защитный механизм — отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации. При р-: мотивация избегания неуспеха так же высока, как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Опора на накопленный опыт, стиль мышления — конкретный, синтетический.
  5. Выбор профессии. При р+: администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик. При р-: химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальный терапевт, специалист по акупунктуре.
  6. Социальная активность. При р+: политическая и административная активность. При р-: исследовательская и правдоискательская активность.
  7. Болезненная деформация влечения. При р+: экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение — алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия. При р~: паранойя, шизофрения; сутяжно-кверулянтские тенденции.
  8. р+ обнаруживает позитивную связь с 3-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, 4-й и 8-й шкалами СМИЛ, а р- связан со 2-м и 5-м эталонами, 6-й и 8-й шкалами СМИЛ.

Фактор d

  1. Биологические предпосылки. Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.
  2. Конституциональный тип. Циклоидный конституциональный тип, циклотимический тип реагирования.
  3. Конституциональный тип. Легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность. Устойчивый выбор d+ характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов. Напротив, d- означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.
  4. Личностные свойства. При d+: экстравертированность, оптимистичность, реалистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности — эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе — активность. Защитный механизм — отрицание проблем. Дезадаптация по экзальтированному типу. При d-: интровертированность. Защитная реакция — отказ от реализации своих потребностей, интропунитивные реакции.
  5. Выбор профессии. При d+: предприниматель, коммивояжер, специалист по рекламе, артист, журналист, художник-шаржист, сатирик. При d-: антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт, экономист, делопроизводитель, работник библиотеки, музея.
  6. Социальная активность. При d+: в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности. При d-: в сфере духовных ценностей, в области масштабных финансовых операций.
  7. Болезненная деформация влечения. При устойчивом выборе d+ — экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, аферизм); при устойчивом выборе d- меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние. При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора — циклотимия, маниакально-депрессивный психоз.
  8. d+ позитивно связан с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a d- с 1-ми 0-м цветами, 2-й и 0-й шкалами.

Фактор m

  1. Биологические предпосылки. Сильный неустойчивый тип ВНД. Правополушарный вариант.
  2. Конституциональный тип — пикнический. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования, активный, оптимистичный. m+ — экзальтированный, а m экспансивный вариант.
  3. Конституциональный тип. При m+: поиск признания, стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, стремление к сотрудничеству, стремление к сопричастности групповым интересам. При m-: самостоятельность, независимость, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм, настойчивость в достижении цели, импульсивность в высказываниях и поступках.
  4. Личностные свойства. При m+: экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс — эмоционально яркая, защитный механизм — психосоматический или по типу вытеснения. При m-: самооценка завышенная; интуитивное восприятие, опережающие опыт суждения; защитный механизм — отрицание проблем.
  5. Выбор профессии. При m+: преподаватель языка, зубной врач, импресарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа. При m-: коммивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель-дальнобойщик.
  6. Социальная активность. При m+: искусство, общественная активность. При т-: административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок, криминальная направленность.
  7. Болезненная деформаций влечения. При m+: истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания. При m-: импульсивное поведение, экспансивно-шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество.
  8. m+ позитивно коррелирует с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ. m- позитивно связан с 3-м и 7-м цветами теста Люшера, с 4-й и 8-й шкалами СМИЛ.

Схема трансформации 8 факторов влечений.

[ а) — соответствует предпочтениям «+», б) — отвержениям «-«] Исключение составляет 7-й пункт: а) — симптомы, б) — нарушения влечений.

Фактор h.

  1. ВП (взрослый период) a/ h+ персональная любовь, б/ h- любовь к человечеству
  2. СУ, ХЧ (социальный уровень, характерологические черты) а/ теплота и мягкость, сердечность, нежность, материнские свойства, пристрастие к подаркам, тяга к нарядам, косметике, сентиментальность, кокетливость, желание нравиться, субъективизм, подверженность внешнему влиянию, доверчивость, лиризм, б/ культурные интересы, любовь к природе и людям.
  3. СУ, ПР (социальный уровень, профессия) а/ парикмахер, обслуживающий персонал, заведующий гостиницей, официант, кондитер, повар, работник прачечной или чистки, изготовитель модных картинок, танцор, артист цирка, эстрады, шпион, б/ музыкант, лирический поэт, гинеколог врач по кожным и половым заболеваниям.
  4. СБ (сублимация) сфера культуры литература гуманистические интересы.
  5. СН а/ симптомы; б/нарушения влечений: а/ однополая любовь; б/ мошенничество.

Фактор s.

  1. ВП: а/ активность, самосохранение, б/ пассивность, покорность.
  2. СУ, ХЧ: а/ холодность, твердость, жажда жизни, деятельности, страсть к предпринимательству, упорство, самоуверенность, тяга к объективности, к выявлению сущности, чувство реальности, умение ориентироваться б/ стремление защищать других, приукрашивать их достоинства. Порыв к цивилизации.
  3. СУ, ПР: мясник, изготовитель ножей, маникюрша операционная сестра, хирург, патологоанатом, палач, лесник, дровосек, каменотес, скульптор зубной врач, извозчик, дрессировщик, служащий зоопарка, ветеринар, борец преподаватель физкультуры, массажист, шофер, охотник, фермер.
  4. СБ. Техника Цивилизация, государственный гуманизм.
  5. СН. а/ Симптомы: садизм, фетишизм и т.д. б/ нарушения влечений: убийца-садист, грабитель-разбойник.

Фактор е.

  1. ВП: а/ влечение к демонстративности, цензура совести, авелевы притязания (е+), б/ каиновы притязания(е-)
  2. СУ ХЧ: а/ милосердие, доброта, доброжелательность и мягкость, простодушие, сострадание, способность к сочувствию, терпимость, добросовестность, благочестие и религиозность, кротость и смирение, правдолюбие, этические побуждения, б/ склонность к ярости, гневу, взрывчатость.
  3. СУ ПР: профессии «связующих сообщений» — рассыльный, моряк, шофер, летчик служащий железной дороги, горняк, кузнец, кочегар, трубочист, пожарник, пиротехник, пекарь, профессии взрывных работ артиллерист, горнорабочий, изготовитель пороха и др , священнослужители, деятели охраны здоровья.
  4. СБ: Этика Религия Церковно-религиозные и этические гуманисты.
  5. СН: а/ Генуинная эпилепсия и ее эквиваленты — мигрень, заикание, вегетоневрозы аллергия, энурез, б/ клептомания, пиромания, аффективные убийства.

Фактор hy.

  1. ВП: а/ демонстративность(hу+), б/ моральная цензура, богатое воображение склонность к фантазированию (hy-).
  2. СУ ХЧ: а/ потребность в ощущении собственной значимости, в успехе и признании, жажда славы, стремление нравиться, кокетство, поиски популярности и любви, актерские свойства, б/ скромность.
  3. СУ ПР: актер, политик, рыночный продавец, коммивояжер, натурщик, манекенщик, художник.
  4. СБ: Искусство, театр.
  5. СН: а/ истерия, фобия, псевдология, конверсионные симптомы, б/ авантюризм.

Фактор k.

  1. ВП: эгосистола, аутичность, а/ построение идеала обладания и идеала объекта привязанности (к+), б/ отречение от своего Я, отказ, вытеснение (k-).
  2. СУ ХЧ: а/ интроверсия, трезвость, рассудочность, стремление к познанию, любовь к форме, любовь к логике, реализм, рационализм б/ стремление к отказу от реализации своих потребностей.
  3. СУ ПР: педагогика, преподавание математики, философии, экономики солдатская служба, инженер, художественный критик, бухгалтер, почтовый служащий, печатник, фермер.
  4. СБ искусство, связанное с логикой, словом, философия, метафизика, эстетика, логика социологический гуманизм
  5. СН: а/ кататония, шизоидные проявления, неврозы навязчивости, конверсионные симптомы истерия, ипохондрия, фетишизм, б/ уклонение от работы бродяжничество, квартирные кражи.

Фактор р.

  1. ВП: эгодиастола, а/ построение Я-идеала, духовные влечения (р+), б/ проекция (р-).
  2. СУ ХЧ: а/ экстраверсия, пылкая эмоциональность, порыв к восхищению, энтузиазм, чувство соперничества; б/ осторожность, чувствительность.
  3. СУ ПР: изобретатель, поэт, писатель, психолог, психиатр, мифолог мистик геолог, палеонтолог, руководитель экспедиции миссионер, музыкант, аптекарь, химик.
  4. СБ: поэзия, научно-исследовательская сфера, духовно-творческий гуманизм.
  5. СН: а/параноид, шизофрения сутяжно-кверулянтские отклонения, мания величия, наркомания, б/ политическая преступность с манией величия авантюризм, аферизм.

Фактор d.

  1. ВП: а/ потребность в обретении, побуждение к переменам (d+), б/ тяга к неизменности, побуждение к собиранию (б-).
  2. СУ ХЧ: а/ пристрастие к обретению, беспрестанные поиски нового, щедрость, неустойчивость, б/ верность, преданность, чистосердечность и искренность, стремление к неизменности.
  3. СУ ПР: антиквар, музейный служащий, собиратель произведений искусства, художественный критик, живописец, маляр, банкир, ростовщик, служащий ломбарда, сборщик отходов, дворник, работник химчистки, красильщик, врач — специалист по гастроэнтерологии.
  4. СБ: экономика, экономический гуманизм.
  5. СН: а/ депрессия, меланхолия, неустойчивость, фетишизм, б/ воровство, эмоциональная неустойчивость.

Фактор m.

  1. ВП: а/ потребность в сохранении обретенных объектов, потребность в признании и одобрении (m+), потребность в отделении (m-).
  2. СУ ХЧ: а/ потребность в чувственных наслаждениях, веселью, приветливость, добродушие (m+). б/ самодостаточность (m -).
  3. СУ ПР: преподавание языка, зубной врач, зубной хирург, биржевик, банкомет, скупщик, агент, представитель фирмы, повар, владелец ресторана, гостиницы, кафе, бармен дегустатор вин, музыкант духовых инструментов, кинорежиссер, директор музыкальной школы, концертного бюро.
  4. СБ: языковые искусства, искусство вообще.
  5. СН: а/ мания, гипомания, болезненные влечения (алкоголизм), неустойчивость б/ авантюризм, мошенничество, двоеженство (двоемужество).

Чтобы понять сущность такого обобщенного толкования каждого из факторов, следует разобраться подробнее в тех данных, которые Сонди приводит при обосновании своего толкования значений каждого фактора. Генная теория влечений предполагает, что отдельные источники энергии 8-ми факторов представляют собой 8 групп влечений, которые могут трансформироваться лишь в результате мутаций, но не под влиянием ситуативных изменений в жизни. Однако, форма их проявления может несколько видоизменяться в пределах ограниченной сферы, т.е. в пределах собственного Я, обусловленного полом, возрастом, средой и образом жизни, личной и общей с близкими судьбой.

Резюме.

Судьбоанализ раскрывает человека во всей его целостности на трех экзистенциальных (жизнесмысловых) уровнях – биопсихологическом, личностном и духовном, охватывает все представленные варианты судьбы:

  • Наследственная судьба;
  • Побудительная и аффективная судьба;
  • Социальная судьба;
  • Ментальная судьба;
  • Судьба «Я»;
  • Духовная судьба.

Таким образом, судьбоанализ:

  • Во-первых, пытается построить мост между генетикой (притязания предков) и глубинной психологией (осознание бессознательных притязаний предков);
  • Во-вторых, различает две большие категории судьбы, а именно навязанную судьбу и свободную судьбу, связанную с выбором.

Эти две формы судьбы находятся друг с другом в отношениях преемственности. Следовательно, понятие судьбы не теряет своей навязанности, но дополняется возможностью выбора.

Судьба – это совокупность всех унаследованных и свободно выбранных возможностей экзистенции. Понятие «влечение» наиболее близко к Юнгианскому понятию «архетипы» — это тот фундамент субъекта, на котором выстраивается его мотивационная сфера, жизненные сценарии, формулируются желания, что в дальнейшем определяет выборы субъекта.

Как известно в генотипе человека есть доминантные и латентно-рецессивные гены. Сонди пришел к выводу, что рецессивные гены не проявляются в фенотипе, они сохраняют свое действие и являются рулевыми навязанного выбора. Они бессознательно направляют наш выбор в любви, дружбе, выборе профессии, болезни и способе смерти, они проявляются как бы обходными путями, направляя носителя гена при выборах в сфере любви, дружбы, идеалов, профессии, коллег по работе, к таким индивидам, которые сами являются носителями того же гена.

Борьба в генотипе человека – это «борьба предков», когда «предок» стремится прожить еще одну жизнь, уже в потомке.

Каждый человек несет в своем генотипе определенное количество скрытых наследственных факторов. При смешении отцовских и материнских генов между наследственными факторами разыгрывается борьба — предки со стороны отца и матери как бы борются друг с другом посредством своих генетических представителей – генов, за право открыто проявиться, т.е. манифестировать в потомках.

Пять генотропических путей выступают как форма и способы, которые «использует предок», чтобы проявиться в жизни потомка.

  1. Либидотропизм – выбор брачного или полового партнера, который детерминирует их «генетический схожестью».
  2. Социотропизм – выбор друзей – тяготение к людям со схожими рецессивными генами, с последующим возникновением дружбы между такими людьми.
  3. Оперотропизм – выбор профессии или хобби – тяготение к определенным видам профессиональной деятельности и определенной профессиональной среде, в которой через профессиональную деятельность соответствующего содержания проявляется влияние рецессивного гена.
  4. Морботропизм – выбор болезни – возможность заболеть только определенным типом заболеваний или конкретным заболеванием, как психическим, так и соматическим, из всей совокупности заболеваний, которые имеются в линии рода индивида.
  5. Танатотропизм – выбор способа смерти – различные причины наступления смерти (естественная, в результате болезни, в результате убийства, самоубийства, от несчастного случая, в результате катастроф, военных действий, стихии) как повторения судьбы предка.

Генотропизм можно проиллюстрировать примером. У гомозиготно-рецессивных индивидов двойной объем рецессивных генов, обуславливающих, к примеру, глухоту, приводит к «манифестирующей» глухоте. Но если индивид является гетерозиготным и несет гены глухоты в единичном объеме, у него не будет манифестирующей глухоты. Однако он будет бессознательно стремиться к выбору такого места работы, где можно профессионально заниматься с глухими и слабослышащими людьми: например, станет логопедом, отоларингологом, будет работать в школе для глухих и слабослышащих и т.п.

Оперотропизм проявляет себя в вопросе: куда пойти учится, какую профессию выбрать? Для ответа на этот вопрос, изначально, в арсенале создателя судьбоанализа был только один метод генотропического исследования рода: анализ генеалогических деревьев, или генограмм, где анализ индивидуальных склонностей индивида к тому или иному виду деятельности происходит, через анализ выборов вида деятельности которые были сделаны его родственниками, и того, как сложилась их жизнь. Если здоровый человек, у которого кто-то из родственников являются манифестирующим психическим больным, становится психиатром, то судьбоанализ выдвигает предположение, что латентные гены психического заболевания проявляются у него в оперотропной форме.

Анализ генеалогических деревьев — это исследование, в котором происходит регистрация сведений родового анамнеза по возможности до третьего поколения не только о кровных родственниках, но и об избираемых членами рода лицах: брачных партнерах, друзьях и т.д. При этом, фиксируются данные о заболеваниях; характерологических особенностях; профессии; хобби; история рода; конкретные жизненные отношения; способности; интересы; продолжительность жизни и причины смерти членов рода; врожденная и приобретенная инвалидность; наследственные тяжбы и главенство в семье; миграция и места жительства членов рода; длительные разлуки; разводы; факты усыновления; религиозные взгляды.

Метод экспериментальной диагностики влечений был разработан Леопольдом Сонди в качестве сокращенного варианта составления «генеалогического дерева», в котором роли «родственников» клиента играют фотопортреты психически больных людей, которые им либо выбираются, либо отвергаются. А разработанная им структура описывающая сферу влечений субъекта позволяет проводить исследования причин его побуждений, которые самим субъектом не всегда осознаются, и которые позволяют делать далеко идущие логические выводы. Хотя сам Сонди постоянно подчеркивал, что тестирование методом экспериментальной диагностики влечений еще не является в полном смысле слова судьбоанализом!

Л. Сонди говорит о двух категориях навязанных выборов, отличающиеся друг от друга степенью активности «Я» индивида по отношению к своей наследственности. Первая из них – характеризуется тем, что называется псевдовыбор, который обусловлен отсутствием динамического взаимодействия между наследственностью — инстинктивной бессознательной природой субъекта и его «Я». В данном случае выбор обуславливается наследственностью. Вторую называют оперотропическим выбором, который связан с диалектикой между «Я» и наследственностью. «Я» осознает доминирующую навязанность наследственности и занимает определенную позицию по отношению к ней.

Особенностью судьбоаналитического подхода является выявление именно неосознаваемых, побудительных причин обуславливающих любые жизненные выборы, осуществляемые человеком вообще и выбор профессии в частности. Когда выбор профессии сделан неверно, человек, конечно, может пытаться хоть как-то заменить недостаток возможности реализовать свои потребности, например, посредством хобби, но действительно счастлив тот, кто идет своим путем, нашел свою профессию и занимается любимым делом.

Факторы, обуславливающие структуру навязанной и свободной судьбы.

  • Наследственные притязания «образов и фигур» тех предков, которые динамически-функционально действуют в родовом бессознательном личности.
  • Специфическая природа пробуждений, ядро которой имеет наследственное происхождение, но все-таки изменяется под воздействием бессознательной защитной деятельности «Я» в течение жизни и выражается в качестве индивидуальных потребностей и побуждений.
  • Социальное окружение, способствующее манифестации одних экзистенциальных возможностей, но препятствующее развитию других.
  • Ментальное окружение, т.е. мировоззрение времени, в которое живет личность, а также интеллектуальные способности и таланты, формирующие и управляющие его судьбой.
  • Сознательное «Я» с его стремлением к реализации, властью, образованием идеалов и «Сверх-Я» (супер-эго), которое при благоприятных обстоятельствах посредством свободного выбора преодолевает границы навязанной судьбы (наследственности, природы побуждений, социального и ментального окружения).
  • Дух, с помощью которого можно достигнуть свободной судьбы.

При неблагоприятных обстоятельствах обессиленное «Я» попадает в ловушку навязанной судьбы и повторяет жизненный путь одного из предков. Человек имеет не единственную судьбу, как считают даже современные последователи древней науки ананкологии (учения о судьбе), а располагает многими возможностями, часто даже с противоположной направленностью.


Источник: https://psycabi.net/testy/428-test-sondi-metodika-vosmi-vlechenij-metod-portretnykh-vyborov-mpv-modifikatsiya-sobchik-oprosnik-sudboanaliz

 

Опубликовано в Тесты

Связанные записи