Неуверенность в стабильности социального и материального положения, конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу, изменения запросов на рынке труда и необходимость быстрого реагирования на них – все это требует максимальной мобилизации адаптационного потенциала личности и может стать причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Концепция эмоционального выгорания рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к окружающим. Формируются цинизм, дистанцирование (причем не только у профессионалов, работающих в системе «человек–человек»), враждебное отношение к тем, кто требует выполнения работы. Люди продолжают работать, стараясь не тратить лишних сил, становятся мнительными, враждебными. Страдает качество выполнения работы.
Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, формирование заниженной самооценки (профессиональной и личной), негативное самовосприятие в профессиональном плане.
Главная причина СЭВ – конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия. Результатом становятся:
– ухудшение качества работы (из-за истощения или цинизма);
– опоздания, больничные листы, преждевременный уход с работы;
– текучесть кадров (вследствие увольнений), необходимость учить новые кадры;
– проблемы со здоровьем;
– злоупотребление алкоголем, лекарствами (как попытка справиться со стрессом);
– семейные проблемы (из-за отвержения человеком помощи близких): конфликты, разводы.
Стадии эмоционального выгорания
Первая стадия («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Если продолжается стрессовая ситуация, профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника быстро теряется интерес к своему труду или исчезает привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности. Постоянное переживание нехватки времени.
Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
Пятая стадия («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. Карьера работника находится под угрозой.
Д. Гринберг приводит советы эксперта, которые помогут персоналу справиться с синдромом выгорания [3, с. 351]:
- определить мотивацию, ценность и значение работы;
- перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз;
- регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша группа поддержки;
- начать заботиться о физическом здоровье: зарядка, правильное питание, борьба с вредными привычками;
- начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров и др.;
- делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и т. п.
Источник — Живага, А. Ю. Управление конфликтами и стрессами в организации: учебное пособие / А. Ю. Живага. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. – стр. 78-80