Данная методика представляет собой шкалу невротизации опросника определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанного в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева в 1974 г.
Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации.
При разработке этой диагностической шкалы использован один из методов теории распознавания образов для построения диагностической шкалы, учитывающей патоморфоз неврозов, происшедший за последние десятилетия. Этот опросник являлся достаточно простым, валидным и чувствительным инструментом, который был использован, как в целях первичной диагностики пограничных состояний и объективации динамики состояния в процессе лечения, так и для выявления группы риска при профотборе и профосмотре лиц, работающих в экстремальных условиях.
Опросник рассчитан на лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Инструкция: Ответы необходимо фиксировать в специальном бланке. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно по отношению к вам или неверно. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте галочку в графу «да» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если не согласны, – поставьте знак галочку в графу «нет» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения.
Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Учтите, что при расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому вы можете быть совершенно откровенны.
Бланк методики
1. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей» эти как бы придает мне вес в собственных глазах.
2. Я мало устаю.
3. Должен признаться, что временами я неразумно волновался из-за вещей, которые в действительности не имели значения.
4. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывания, «ползание мурашек» или онемение.
5. Временами мне так и хочется выругаться.
6. Иногда у меня бывало чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
7. Мой желудок сильно беспокоит меня.
8. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.
9. Я люблю ходить на танцы.
10. Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
11. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).
12. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
13. Я замечаю, что мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
14. У меня гораздо меньше всяких опасений и страхов чем у моих знакомых.
15. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
16. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
17. В наше время только наивные люди могут верить в загробную жизнь.
18. У меня бывали периоды, когда из-за волнений я терял сон.
19. Раз в неделю или чаще меня безо всякой видимой причины внезапно будто обдает жаром.
20. В игре я предпочитаю выигрывать.
21. Большую часть времени я вполне доволен жизнью.
22. Работа стоит мне большого напряжения.
23. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
24. Часто у меня бывают сильные головные боли.
25. Иногда я бываю сердитым и злым.
26. В гостях я чаще сижу где-нибудь в сторонке или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
27. Приступы сильного возбуждения и взволнованности у меня бывают раз в неделю или даже чаще.
28. Боли в сердце или в груди у меня бывают очень редко (или не бывают совсем)
29. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.
30. Верно, что мои манеры за столом у себя дома не так хороши, как в гостях.
31. Я вполне уверен в себе.
32. Часто я и сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.
33. Почти каждую ночь меня мучают кошмары.
34. Временами моя голова работает как бы медленнее, чем обычно.
35. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
36. Иногда я бываю так возбужден, что мне трудно заснуть.
37. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.
38. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
39. У меня мало уверенности в себе.
40. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
41. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
42. Сейчас я чувствую себя лучше, чем когда-либо.
43. Временами я сам изматывал себя тем, что слишком много на себя брал.
44. Я почти все время испытываю чувство тревоги за кого-то или за что-то.
45. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
Обработка результатов
Подсчитывается оценка, получаемая испытуемым по шкале неискренности (Л). Этой шкале соответствует каждый 5-й вопрос. Неискренним ВСЕГДА считается ответ «НЕТ». Оценивание ответов производится традиционным способом (1 или 0) с последующим их суммированием. Максимальное значение по шкале лжи – 10 баллов. Пороговое значение – 5 баллов. В случае превышения порога, т.е. получения 6 баллов и больше, результаты тестирования являются недостоверными.
Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели бланк с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого.
Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». В приложении приводятся заготовки для «ключей» к опроснику УН. На копиях, снятых с этих заготовок, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали. Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом. ПОД ответами. Вместо знаков (V), появившихся в прорезях, вписываются оказавшиеся под ними диагностические коэффициенты.
Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку: S = (S+) + (S-). Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84 – у мужчин и от -103 до +133 – у женщин.
Ключ к методике «УН» (для мужчин)
№ п/п | ДА | НЕТ | № п/п | ДА | НЕТ | № п/п | ДА | НЕТ |
1 | Л | 16 | -3 | +4 | 31 | +3 | -4 | |
2 | +2 | -1 | 17 | 0 | 0 | 32 | -2 | +3 |
3 | 0 | +2 | 18 | -2 | +4 | 33 | -6 | 0 |
4 | -3 | +2 | 19 | -3 | +1 | 34 | -1 | +2 |
5 | Л | 20 | Л | 35 | Л | |||
6 | -1 | +2 | 21 | +4 | -5 | 36 | -1 | +3 |
7 | -2 | +1 | 22 | -3 | +3 | 37 | -2 | +3 |
8 | -7 | +2 | 23 | -3 | +4 | 38 | -3 | +4 |
9 | +2 | -1 | 24 | -4 | +2 | 39 | -5 | +3 |
10 | Л | 25 | Л | 40 | Л | |||
11 | -4 | +1 | 26 | -3 | +3 | 41 | +2 | -3 |
12 | -8 | +1 | 27 | -5 | +3 | 42 | +3 | -1 |
13 | -4 | +4 | 28 | +1 | -3 | 43 | -1 | +3 |
14 | +3 | -2 | 29 | 0 | +1 | 44 | -2 | +3 |
15 | Л | 30 | Л | 45 | Л |
Ключ к методике «УН» (для женщин)
№ п/п | ДА | НЕТ | № п/п | ДА | НЕТ | № п/п | ДА | НЕТ |
1 | Л | 16 | -3 | +6 | 31 | +4 | -2 | |
2 | +4 | -2 | 17 | -2 | +1 | 32 | -2 | +7 |
3 | 0 | +4 | 18 | -2 | +9 | 33 | -9 | +1 |
4 | -4 | +5 | 19 | -6 | +3 | 34 | -1 | +4 |
5 | Л | 20 | Л | 35 | Л | |||
6 | -1 | +4 | 21 | +4 | -3 | 36 | -2 | +7 |
7 | -3 | +1 | 22 | -4 | +4 | 37 | -2 | +4 |
8 | -6 | +3 | 23 | -3 | +6 | 38 | -3 | +6 |
9 | 0 | 0 | 24 | -3 | +3 | 39 | -3 | +4 |
10 | Л | 25 | Л | 40 | Л | |||
11 | -5 | +2 | 26 | -2 | +2 | 41 | +4 | -4 |
12 | -8 | +2 | 27 | -4 | +5 | 42 | +1 | 0 |
13 | -4 | +4 | 28 | +2 | -3 | 43 | -1 | +5 |
14 | +2 | -1 | 29 | -2 | +3 | 44 | -3 | +7 |
15 | Л | 30 | Л | 45 | Л |
Интерпретация
Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации:
Для мужчин:
очень высокий уровень – -41 балл и меньше;
высокий уровень – от -21 до -40;
повышенный уровень – от -11 до -20;
неопределенный уровень – от -10 до +10;
пониженный уровень – от + 11 до +20;
низкий уровень – от +21 до +40;
очень низкий уровень – + 41 балл и больше.
Для женщин:
очень высокий уровень – – 81 балл и меньше;
высокий уровень – от -41 до-80;
повышенный уровень – от – 21 до – 40;
неопределенный уровень – от – 20 до +10;
пониженный уровень – от +11 до +40;
низкий уровень – от +41 до +80;
очень низкий уровень – +81 балл и больше.
При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.
При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.
С помощью таблиц (приложения 7 и 8) с учетом пола испытуемого оценивается вероятность (Pneu) наличия у него невротизации, соответственно интервалу, в который попадает значение итоговой шкальной оценки, и дополнительная вероятность отсутствия невротизации (Qneu).
Бланк для ответов
№ п/п | ДА | НЕТ | № п/п | ДА | НЕТ | № п/п | ДА | НЕТ |
1 | 16 | 31 | ||||||
2 | 17 | 32 | ||||||
3 | 18 | 33 | ||||||
4 | 19 | 34 | ||||||
5 | 20 | 35 | ||||||
6 | 21 | 36 | ||||||
7 | 22 | 37 | ||||||
8 | 23 | 38 | ||||||
9 | 24 | 39 | ||||||
10 | 25 | 40 | ||||||
11 | 26 | 41 | ||||||
12 | 27 | 42 | ||||||
13 | 28 | 43 | ||||||
14 | 29 | 44 | ||||||
15 | 30 | 45 |
Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1