Меню Закрыть

Исследование настроений

Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.

Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н. Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.

Процедура исследования

Исследование проводят по методике цветописи как одним испытуемым, так и с группой до 16–20 человек. случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.

Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.
Шкала цветового диапазона настроений:

красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
фиолетовый
черный
белый
– восторженное
– радостное
– приятное
– спокойное, уравновешенное
– грустное
– тревожное
– крайне неудовлетворенное
– трудно сказать

 

Инструкция испытуемому: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня».

Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.

Задача исследователя или его помощника – фиксировать определенное испытуемым настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров.

Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом.

Оперативная цветоматрица настроений

№ пп Ф.И.О. участника
исследования
Дата исследования
числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д.
1. Анд-ков В.А.                    
2. Бон-ко В.Н.                    
3. Ков-в О.Г.                    
4. Ник-ая Л.Е.                    
и т.д.                    

Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера или фамилии с днем, соответствующим дате исследования.

Помимо фиксации в цветоматрице результатов самодиагностики участниками своих настроений исследователю важно вести дневник наблюдений. В дневнике записывают, соответствует или нет самодиагностированное настроение реально наблюдаемому, и основные события дня, которые могли повлиять на настроение, если изучается их динамика у группы студентов. Например: предстоящий экзамен, результаты контрольных работ, возникшие в группе ссоры, праздничные дни и др.

Обработка результатов

Результаты подлежат обработке в случаях, когда исследуется одновременно группа участников или когда проводится многоразовая самодиагностика настроений участников.

Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений.

Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона настроений.

Чтобы сравнить настроения всех участников исследования, подготавливают итоговую цветоматрицу настроений.

Итоговая цветоматрица настроений

№ пп Ф.И.О. участника исследования Количество дней
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и т.д.
1. Анд-ков В. А. к к к о о о ж ж з ф  
2. Бон-ко В.Н. к к о о ж з г г ф ф  
3. Ков-в О.Г. к о о о ж ж ж з з г  
4. Ник-ая Л.Е. к о о ж ж ж ж з г ф  
и т.д.                      

В цветоматрице или буквами или посредством закраски соответствующего количества клеточек цветом, обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иное настроение. При этом начинают с восторженного, затем – радостного, потом – желтого и т.д.

Анализ результатов

Анализ данных оперативной цветоматрицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца.

Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает человеку разобраться в причинах своих переживаний и является хорошим средством эмоционального самоконтроля. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования индивида в зависимости от событий его жизни.

Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т.п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях испытуемого. К таким отклонениям относятся:

  • слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности;
  • несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;
  • чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность (в виде радостно-восторженного настроения);
  • резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;
  • длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.

В процессе анализа важно учесть, что некоторые хронические заболевания человека: например, гастрит, холецистит, язвенные болезни, болезни сердца и т.п., сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус, активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение человека, относится эмоционально-психологический климат семьи, учебной группы и взаимоотношения с друзьями и и любимыми.

Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *