Краткая характеристика блоков вопросов, применяемых при проведении интервью
Разновидности вопросов, применяемых при проведении интервью
Блок вопросов | Характеристика |
Вопросы, на которые можно ответить односложно (да/нет вопросы). | Общие вопросы подходят, когда вам нужно подтвердить факт или проверить информацию, которую вы получили ранее.
Например, вы можете спросить: «Вы можете приступить к работе в понедельник?» или «Вы работали в компании X в течение пяти лет?» |
Вопросы, на которые нужно дать развёрнутый ответ (открытые вопросы). | Логически этот тип вопросов противоположен первому. Отвечая на открытый вопрос, кандидат не может ограничиться одним словом, поэтому ему нужно дать развёрнутый ответ. Например, вопрос «Насколько успешно вам удаётся работать в условиях прессинга?» является открытым, и ожидается, что кандидат ответит подробно.
Такие вопросы обычно начинаются со слов «Мне бы очень хотелось узнать о том, как вы…» или «Не могли бы вы рассказать мне…». |
Вопросы о предыдущем опыте работы. | В последнее время на собеседованиях стали задавать вопросы о предыдущем опыте работы. Предполагается, что действия, которые человек совершал в прошлом, могут помочь ему эффективно работать и в будущем. Считается, что на новой работе человек будет действовать так же, как и раньше.
Такие вопросы обычно начинаются с фраз: «Расскажите мне о том, как вы…», «Приведите пример того, как…», «А когда вы работали на должности…». Эти вопросы помогают оценить прошлый опыт кандидата и понять, как он может применить его на новой работе. Задавать их следует в самом начале собеседования, чтобы кандидат сразу понял, что от него ждут детального рассказа о прошлом опыте. |
Вопросы о слабых сторонах соискателя | Во время собеседования может возникнуть соблазн подумать, что если кандидат силён в одной области, то он будет успешен и в других. Однако это не всегда так. Поэтому важно узнать и о слабых сторонах соискателя.
Вы можете задать следующие вопросы:
|
Вопросы, касающиеся негативных аспектов характера кандидата | Возможно, вас насторожил какой-то из предыдущих ответов. Например, кандидат рассказал о ситуации, когда для достижения цели он решил действовать без согласования с непосредственным руководителем. Теперь вам нужно подробнее узнать о слабых сторонах этого кандидата.
Вы можете начать с вопроса: «Это интересно. Расскажите, пожалуйста, о тех случаях в вашей практике, когда вам приходилось…» |
Рефлексивные вопросы | Они помогают вам перейти от одной темы к другой и контролировать ход беседы, независимо от того, насколько разговорчив ваш собеседник.
Если кандидат начинает рассказывать вам много лишнего о своей предыдущей работе, вы можете легко прервать его, задав рефлексивный вопрос. Для этого просто добавьте к своему вопросу фразу «не так ли (хорошо)?». Например: «Времени у нас не так много, и я считаю, что нам лучше перейти к другому вопросу, не так ли?». В ответ кандидат, скорее всего, согласится с вами, что позволит вам продолжить разговор в нужном вам направлении. |
Зеркальные утверждения (повтор фраз) | Вы повторяете или перефразируете ключевое утверждение (высказывание) собеседника, а затем внимательно слушаете его, иногда кивая в знак того, что вам интересно. Этот приём позволяет вам выделить суть ответа собеседника и узнать больше деталей.
Например, если ваш собеседник говорит: «Когда я опаздываю на работу на два часа, я остаюсь после работы на эти два часа, чтобы выполнить свои обязанности», вы можете повторить это высказывание: «То есть, если вы опаздываете на работу на два часа, то на эти два часа задерживаетесь после работы, чтобы выполнить свои задачи?» Затем вы замолкаете и ждёте, пока ваш собеседник подробнее расскажет об этом. |
Альтернативные вопросы | Альтернативные вопросы часто используются в качестве инструмента для демонстрации власти интервьюера. Однако их можно применять более эффективно.
Суть альтернативных вопросов заключается в том, что они требуют от кандидата выбрать один из двух вариантов ответа. Например: «Как вы считаете, что из двух зол меньше: растрата или мошенничество?» Чтобы использовать альтернативные вопросы наиболее эффективно, можно начать с рассказа о реальной ситуации, в которой проблему можно было решить двумя разными способами. Затем эту ситуацию можно представить в виде вопроса, начинающегося со слов: «Интересно, а что бы вы сделали, если…» — или — «Какое решение вы предложили бы в ситуации, когда…». |
Рефлексивные вопросы, содержащие отчасти правильную информацию | Этот метод используется, чтобы разговорить человека, который всегда и со всем соглашается. Также он эффективен в общении с некомпетентными людьми или чудаками, которые не хотят делиться информацией. Этот метод также может помочь и с теми, кто обладает знаниями, но чувствует себя неуверенно.
Суть метода заключается в том, чтобы привести частично правильное утверждение и попросить собеседника согласиться с ним. Например, можно сказать: «Я всегда считал, что обслуживание клиента начинается с момента оплаты счёта. Вы согласны со мной?» Реакция на такие вопросы может быть очень интересной. |
Наводящие вопросы | Наводящие вопросы используются для того, чтобы подтолкнуть собеседника к определённому ответу. Они могут возникнуть случайно, когда интервьюер говорит о специфике компании, в которой хочет работать кандидат.
Нельзя сказать, что наводящие вопросы не стоит использовать совсем. Как и общие вопросы, они могут быть полезны в определённых ситуациях. Например, их можно задавать, чтобы получить подтверждение какой-либо информации или чтобы кандидат более подробно изложил свою точку зрения на определённую тему. Однако наводящие вопросы не следует использовать в самом начале собеседования и вместе с рефлексивными вопросами. |
Перефразирование вопроса | Плохо сформулированный вопрос не только теряет свою значимость, но и может привести к тому, что вы получите неполную или неверную информацию. Однако почти каждый вопрос можно переформулировать, и тогда эффективность задаваемых вопросов и ценность получаемых ответов будут зависеть только от вас. Если вы чувствуете, что в ответе чего-то не хватает, попробуйте переформулировать вопрос. |
Вопросы-«погонялки» | Если вас не устраивает ответ собеседника, вы можете попросить его рассказать об этом подробнее. Например, можно сказать: «Расскажите, пожалуйста, об этом более детально. Мне очень интересно». Или: «Не могли бы вы привести ещё какой-нибудь пример, иллюстрирующий вашу мысль?»
Выслушав ответ, вы можете задать вопрос: «Что вы вынесли из этого примера?» Этот метод поможет вам оценить способность кандидата к размышлению и анализу, а также понять его эмоциональное состояние. Кроме того, пока кандидат будет говорить, у вас будет время, чтобы спланировать дальнейшее развитие беседы. |