Меню Закрыть

Тесты Айзенка для измерения коэффициента интеллекта (IQ) — I часть

Инструкция

В тестах присутствует игровая ситуация. Автор говорит о попытках тестируемых найти дополнительные решения, дабы посрамить составителя. Это делает процедуру тестирования экспериментальной ситуацией, в которой, независимо от результатов как таковых, можно увидеть многое, что характеризует психологические особенности человека. Проявляются такие качества, как собранность и настойчивость, или их отсутствие. Многие психологи только в этом и видят значение тестов, они подчеркивают, что оценка поведения, отношения к тестам и их составителям может принести пользу лишь в качестве дополнительного диагностического средства и при условии, что трактовка результатов тестирования находится в руках знающего и искушенного исследователя. С последним нельзя не согласиться.
Автор считает, что задания теста не следует вырывать словно цитаты из контекста, так как тест представляет собой единое целое.
Главное в тестах Айзенка — это их модельный характер. В каждом тесте, состоящем из задач, построенных на словесном, буквенном и цифровом материале, можно найти аналогию, подобие отдельной трудовой операции, а в целом отнести тест к какому-либо виду реальной деятельности.
Центральный вопрос теста Айзенка — это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов. Следует признать, что это качество у различных людей различно. Качество это особенно важно там, где предстоит поисковая, игровая деятельность, где эта деятельность идет в оптимальном режиме (при меняющихся условиях). Для действий в условиях стационарного режима, где главное — выполнить заданную «деятельность» заранее известным, запрограммированным образом, важна устойчивость в выполнении работы, при этом внешние воздействия парируются как «возмущения».
А теперь рассмотрим проблему альтернативных ответов. Дело в том, что для части задач возможны два, три и более решений.
Причем все решения, кроме одного, ложные. Первое, важное замечание, в процессе решения должна быть использована вся информация, содержащаяся в условии задачи. Решение, которое учитывает всю эту информацию, следует предпочесть тем решениям, которые принимают в расчет лишь ее часть. Задания такого типа практически не вызывают разногласий.
Однако существует другой тип заданий, при котором испытуемому не дают заведомо неверных решений, а предлагают самостоятельно найти правильный ответ. Такие задания называют «открытыми». Имеется несколько степеней «открытости»; крайним случаем является задание, для которого единственного решения вообще не существует, и от испытуемого ждут, чтобы он за отведенный промежуток времени дал максимальное количество решений.
Рассмотрим открытое задание.
Карлик живет на двадцатом этаже небоскреба. Каждое утро, идя на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку, поднимается на десятый этаж, а остальной путь проделывает пешком. Почему он не поднимается в лифте на двадцатый этаж?
Наиболее часты такие ответы: «Он поступает так ради физической нагрузки», «Он сгоняет лишний вес», «Он навешает друга на десятом этаже».
Все эти ответы, как и многие другие, вполне правдоподобны; но почему же тогда все они неверны, а правилен только один ответ: «Карлик может дотянуться лишь до десятой кнопки»?
Дело в том, что в приведенных ответах не использованы все условия задачи: эти ответы с равным успехом могут относиться и к великану, и к карлику. А следует обязательно учесть, что речь идет о карлике, иначе зачем же было сообщать такую подробность? Это задание не совсем подходит для интеллектуального тестирования, но оно показывает, почему из многих более или менее правильных ответов (они учитывают часть условий задания) верен один, и только один, ответ. В данном случае вполне очевидно, какой из многих ответов следует предпочесть. Но зачастую испытуемые готовы по этому поводу вступить в спор.
Рассмотрим другое задание, типа «исключите лишнее слово». Даны названия пяти городов, требуется указать одно лишнее: Панама, Лондон, Дулут, Кембридж, Эдзэлл. Каждое из этих слов можно считать лишним по разным причинам. Эдзэлл — единственный город, расположенный к востоку от Гринвича. Панама — единственное слово, где за каждой согласной идет гласная. Кембридж — название двух городов по обе стороны Атлантики, в которых расположены знаменитые университеты. Дулут — единственное из названий, которое заканчивается буквой «т». Продолжив рассуждения, можно выбрать самый северный, самый южный или самый западный город, самый многолюдный или самый малонаселенный. Существует очень много признаков, по которым можно выделить один город и считать его лишним. И все же правильный ответ не вызовет возражений у большинства людей: лишнее слово — Кембридж, потому что во всех остальных словах лишь одна несколько раз повторяющаяся гласная буква, а в слове Кембридж две разные гласные буквы. Почему это решение «лучше» всех остальных? Можно сказать, что это интуитивно ясно. Такое утверждение справедливо, но почти ничего не дает для понимания существа дела. Сформулируем ответ примерно так. Испытуемому предложено задание. В нем содержится вся необходимая для решения информация, и человек, который предложил задание, должен был тщательно подобрать пять слов, чтобы все вместе они подсказали единственно правильный ответ. В любом множестве городов один город самый большой, другой — самый маленький; один — самый северный, другой — самый южный; одно название самое длинное, другое — самое короткое. Если идти таким путем, то отыскать единственное решение невозможно, потому что указанные критерии применимы к любым пяти взятым наугад городам. Но тот факт, что в четырех названиях из пяти имеется лишь один повторяющийся гласный звук, не может быть случайным. Значит, города были подобраны преднамеренно. Ответ, который мы признали единственно правильным, исходит из той информации задания, которая не принята в расчет во всех других вариантах решения.
Укажем на интересную деталь. Взыскательные и дотошные люди зачастую знают, в чем состоит правильное решение (оно ясно для них с самого начала), но продолжают поиски другого решения, чтобы посрамить составителя теста. Они рассматривают тест как поединок, в котором сумеют доказать свое превосходство, если найдут правильный ответ, не предусмотренный составителем (К счастью, такое отношение сразу же меняется, если тестирование затрагивает судьбу испытуемого, например является составной частью экзаменационной процедуры. При этом даже придирчивые и самонадеянные люди удовлетворяются обычными правильными ответами.).
Имеются и другие признаки правильности решения; но если рассматривать лишь одно задание, то эти признаки не обнаруживаются. Так, при решении многих типов тестовых заданий вырабатывается некоторый навык. Учитывая это обстоятельство, простые и недвусмысленные задания постепенно усложняются. При этом проверяется способность применить навыки, выработанные при решении более легких заданий, к решению более трудных. Критик всегда может выдернуть одно из последних заданий и гневно провозгласить: «Почему предлагаемое автором решение правильно, а другое решение неправильно?!» Задания тестов, как и цитаты, не следует вырывать из контекста. Задачи, стоящие в начале теста, могут быть существенно важны для решения последующих. Тест представляет собою нечто цельное, и его нельзя произвольно разбивать на части.
Есть много других соображений, почему один ответ считается правильным, а другой нет, и читателю предоставляется самому отыскать соответствующие логические критерии. Однако, для психолога самые разумные доводы значат меньше, чем экспериментальное доказательство. Обычно тесты создаются следующим путем: тест предъявляют тысяче испытуемых и на основании показанных результатов производят их ранжирование. Чем лучше результат испытуемого, тем более высокое место отводится ему в списке. Затем выбирают задачи, где на том или ином основании возможны различные ответы. Взяв из общего списка испытуемых верхнюю и нижнюю четверти, психолог выясняет, какие ответы на данную задачу дали представители этих двух групп. Как бы ни был уверен составитель в том, что ответ А лучше ответа Б, он должен исключить данную задачу, если не убедится, что ответ А значительно чаще встречается в «верхней» группе, чем в «нижней», а ответ Б чаще встречается в «нижней» группе, чем в «верхней». Этот процесс иногда называют анализом заданий, он позволяет внести очень важные коррективы в первоначальный подбор, гарантируя психолога, составляющего тест, от субъективности, которая может создать дополнительные трудности для одних испытуемых и преимущества для других.
Естественно спросить: зачем же обременять себя «открытыми» заданиями, если, несмотря на все старания, все-таки можно проглядеть альтернативные решения? Поскольку данный тест является усредненным тестом и форма предъявляемых заданий затрудняет решение для одних людей и облегчает для других, то, ограничив тест лишь одной формой заданий, можно невольно исказить результаты. Так, тест для 11-летних детей, в котором было слишком много «закрытых» заданий, создавал преимущества для детей неоригинального, тривиального мышления, а дети с нешаблонным, творческим, научным и художественным складом ума оказались в невыгодном положении.
Ни один тест нельзя считать универсальным. Он пригоден лишь для ограниченной группы людей. Данные тесты предназначаются для грамотного человека в возрасте от 18 до 50 — 60 лет, у которого за плечами курс средней школы.
Ограничение времени (30 мин.)- очень существенное условие проведения теста, потому что в противном случае любой человек показал бы максимальный результат, т.к. в состоянии — если хватит желания — решить все или почти все задачи за более продолжительный отрезок времени.
Еще одно замечание, в реальной жизни, а также в условиях эксперимента упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. А при нехватке настойчивости можно растерять те преимущества, которые дала вам природа, наделив вас высоким темпом мышления.
Плохая работа «детектора ошибок»(недостаточная проверка правильности решения) приводит к очень низким результатам тестирования так же неотвратимо, как и недостаточная скорость мышления и отсутствие настойчивости. Экстравертированные люди в этом смысле оказываются слабее интровертированных.
Таков в общих чертах механизм решения задач, позволяющий объяснить факты, которыми мы располагаем.
Практика показывает, что при решении тестовых заданий сказывается эффект тренировки. Разница между результатами, показанными на первом и на пятом тестах, может достигать 10 очков (После пятого тестирования прироста уже практически нет; даже после третьего он очень мал. Наибольшее увеличение наблюдается между первым и третьим тестами.). Несомненно, речь здесь идет о серьезном недостатке всей методики. Когда мы подвергаем детей психологическому тестированию, которое влияет на всю их дальнейшую школьную карьеру, то это явная несправедливость по отношению к тем, кто никогда не проходил тестовой проверки.

Инструкция: На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему — подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.
Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить задачу — не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.
Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.
Примечания.
Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . . .) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.
Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё».

Первый тест (IQ)

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.

Тесты Айзенка

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ОБЫ (…) КА

3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

ААЛТЕРК
КОЖАЛ
ДМОНЧЕА
ШКААЧ

4. Вставьте недостающее число

Тесты Айзенка

5. Вставьте пропущенное слово

БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ (….) ТАБАК

6. Вставьте пропущенное число.

196 (25) 324
325 ( ) 137

7.Продолжите ряд чисел

18 10 6 4 ?

8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

НИАВД
СЕОТТ
СЛОТ
ЛЕКСОР

9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных

Тесты Айзенка

10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

11. Вставьте недостающую букву

Щ Ц Т П Л ?

12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

МЕ (…) ОЛАД

13. Вставьте пропущенное число

Тесты Айзенка

14. Вставьте недостающее число

4 9 20
8 5 14
10 3 ?

15.Вставьте недостающее число

16 (27) 43
29 ( ) 56

16. Вставьте недостающие буквы

Тесты Айзенка

17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных

Тесты Айзенка

18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

19. Вставьте пропущенное число

6 11 ? 27

20. Вставьте пропущенное число

12 (56) 16
17 ( ) 21

21. Вставьте пропущенное слово

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
КОСЯК (….) МИРАЖ

22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

ПРИК (…) ЬЯ

23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

ЖААРБ
ТЯХА
НУССК
КОДАЛ

24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок

РУКА (…..) ГРОЗДЬ

25. Вставьте пропущенную букву

А Г Ж
Г З Л
З М

26. Вставьте пропущенные буквы

Тесты Айзенка

27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных

Тесты Айзенка

29. Вставьте нужную фигуру из шести пронумерованных

30. Вставьте пропущенное слово

КНИГА (АИСТ) САЛАТ
ПОРОГ (….) ОМЛЕТ

31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок

КАРТОЧНАЯ ИГРА (….) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ

32. Вставьте пропущенное число

1 8 27 ?

33. Вставьте пропущенное слово

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
ОЛИМП (….) КАТЕР

34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

АТСЕН
ТИВОНКР
РАКЫШ
КООН

35.Вставьте пропущенную букву и пропущенное число

1

В

5

?

А

3

Д

?

36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ЗАЛИВ (….) ЧАСТЬ ЛИЦА

37. Вставьте пропущенное слово

ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА
РЫНОК (….) ОСАДА

38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных

Тесты Айзенка

Ответы и объяснения. Первый тест

  1. 4
  2. ЧАЙ
  3. ЧЕМОДАН (Все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка)
  4. 11 (Вычесть число на двери из суммы чисел в окнах)
  5. ЖАБА (1 буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; 2 буква пропущенного слова — это четвертая буква предшествующего слова; 3 буква пропущенного слова — это третья буква последующего слова; 4 буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова)
  6. 21 (Сложить все цифры, стоящие вне скобок)
  7. 3 (Каждое число получается, если к предыдущему прибавить 2 и результат разделить на 2)
  8. ТЕСТО (Все остальные слова обозначают предметы домашней обстановки: стол, диван, кресло)
  9. 6 (Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного цвета, белого или заштрихованными. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или в колонке)
  10. 5 (Имеются фигуры, отличающиеся тем, как проведена линия внутри прямоугольника, и три маленькие фигурки внутри — крест, ромб и черное пятно. На каждом прямоугольнике есть две такие фигурки.)
  11. И (Буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две и через три.)
  12. ШОК
  13. 54 (Числа в левой половине круга втрое больше противоположных им чисел в правой половине круга)
  14. 11 (В каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым)
  15. 27 (Число в скобках есть разность между числами вне скобок)
  16. М и И (слово СОМНЕНИЕ, читается против часовой стрелки)
  17. 2 (Круг может быть без линий, может иметь горизонтальную либо вертикальную линию. А малые кружки могут быть в одном из трех положений. Кроме того, они имеют разную штриховку)
  18. 2 (Третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими)
  19. 18 (Возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5 соответственно, каждый раз прибавляя по 2)
  20. 76 (Удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок)
  21. КОЖА (1 буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; 2 буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; 3 буква пропущенного слова — это пятая буква последующего слова; 4 буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова)
  22. ЛАД
  23. СКУНС (Остальные слова обозначают типы судов: баржа, яхта, лодка)
  24. КИСТЬ
  25. С (Строки построены из букв русского алфавита соответственно через 2, 3 и 4 буквы)
  26. Е и Е (Слово ЕДИНЕНИЕ, читается по часовой стрелке)
  27. 2 (Имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо х)
  28. 1 (Имеются три типа вазонов, три тип стеблей и три формы цветов. Вазон может быть белым, черным или заштрихованным. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.)
  29. 1 (Шины, направленные наружу, считаются за +1; шипы, направленные внутрь считаются за -1. В каждом горизонтальном ряду последняя фигура рассматривается как сумма двух предыдущих фигур)
  30. ГРОТ (1 и 2 буквы пропущенного слова — это соответственно пятая и третья буквы предшествующего слова, а 3 и 4 буквы пропущенного слова — это первая и пятая буквы последующего слова).
  31. ВИНТ
  32. 64 (Возведите в куб числа 1, 2, 3 и 4 соответственно)
  33. ПОРТ (1 и 2 буквы пропушенного слова — это соответственно пятая и первая буквы предшествующего слова, а 3 и 4 буквы пропущенного слова — это соответственно пятая и третья буквы последующего слова)
  34. ВТОРНИК (Остальные слова обозначают части дома: стена, крыша, окно)
  35. Ж/7 (Буквы идут в алфавитном порядке через одну поочередно в числителе и знаменателе. Числа, соответствующие порядковому номеру этих букв в алфавите, расположены подобным же образом)
  36. ГУБА
  37. РОСА (1 и 2 буквы пропущенного слова — это соответственно первая и четвертая буквы предшествующего слова, а 3 и 4 буквы пропущенного слова — это соответственно вторая и третья буквы последующего слова)
  38. 1 (В каждом ряду и в каждой колонке есть три типа разных мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук. Те формы и положения, которых нет и в первых двух рисунках третьего ряда должны быть в пропущенном рисунке)
  39. 6 (Есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви)
  40. 1 (Вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов.)

Второй тест (IQ)

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных

Тесты Айзенка

2. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго

АПО (….) Б

3. Вставьте недостающее число

Тесты Айзенка

4. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

5. Исключите лишнее слово

АЛСТЬ
ЕДМЬ
АНОРБЗ
ИЯРИНО

6. Вставьте пропущенное слово

ПАРК (КРАБ) ПОЛБА
ТОРТ (….) МЕТЛА

7. Вставьте пропущенное число.

143 (56) 255
218 ( ) 114

8. Вставьте пропущенное число

6 10 18 34 ?

9. Исключите лишнее слово

ЫЙБЛЕ
ЙОВУБЛ
ИИЙНС
ЫЛАЙ

10. Вставьте пропущенное число

Тесты Айзенка

11. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

12. Вставьте пропущенную букву

С У П С Н П ?

13. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго

КЕС (…) ЕТ

14. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

15. Вставьте пропущенное число.

148 (110) 368
243 ( ) 397

16. Вставьте пропущенное число.

18 25 4
16 20 3
6 15 ?

17. Вставьте недостающие буквы

Тесты Айзенка

18. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого слова и началом второго

АМ (…) АН

19.Вставьте пропущенное число.

437 (410) 642
541 ( ) 783

20. Вставьте пропущенное слово

ПАРУС (САЖА) САРЖА
АНОНС (….) ОГРЕХ

21. Вставьте пропущенное число.

0 3 8 15 ?

22. Исключите лишнее слово

САИВЛ
РЕОХ
ШПАУК
ШРАУГ

23.Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова стоящие вне скобок

ЛЕС (…) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

24. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

25. Вставьте пропущенное слово

ВОСК (СОХА) ФРАХТ
СКОТ (….) ФРОНТ

26.Вставьте недостающее число.

1 8 16 25 ?

27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

28.Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок

СКАМЬЯ (…..) МАГАЗИН

29. Вставьте недостающую букву.

Б Д З
Д Й О
Й Р ?

30. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

31. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

32. Вставьте пропущенные буквы

Тесты Айзенка

33. Вставьте пропущенное слово

КАНВА (ВНУК) УЛИКА
ХОЛСТ (….) ОЛЕНЬ

34. Исключите лишнее слово

СНИРУКО
ЕДУЛЖКО
МНИСКО
РТАНИКА

35. Вставьте пропущенные буквы

 A  Ж  M  ?
 Г  Й  П  ?

36. Вставьте слово, которое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок

КАБИНА (…..) СЕЧА

37. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

38. Вставьте пропущенное число.

42 (44) 38
23 ( ) 28

39. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

40. Вставьте пропущенное слово

ГАММА (ГИМН) ДИВАН
ПЕРЕЦ (….) КЛОУН

Ответы и объяснения. Второй тест

  1. 4 (Имеются три типа фигур и три вида штриховки)
  2. СТОЛ
  3. 10 (Сумма чисел на колесах локомотива равна числу на трубе)
  4. 2 (Изогнутые линии имеют три вида окончаний — острие стрелы, хвост стрелы и отрезок прямой. В каждом из четырех положений каждое из окончаний встречается по одному разу в колонке и по одному разу в ряду)
  5. ИРОНИЯ (Все остальные слова обозначают металлы — сталь, медь и бронза)
  6. ТРАЛ (1 буква пропущенного слова – это последняя буква предшествующего слова, 2 буква пропущенного слова – это 3 буква предшествующего слова, 3 буква пропущенного слова – это 5 буква последующего слова и 4 буква пропущенного слова – это 4 буква последующего слова.)
  7. 52 (Полуразность чисел стоящих вне скобок)
  8. 66 (Каждое число равно удвоенному предыдущему минус 2)
  9. БУЙВОЛ (Все остальные слова обозначают цвета – белый, синий, алый)
  10. 44 (Двигаясь по часовой стрелке, начиная с вершины: к 1числу нужно прибавить 6, чтобы получить 2 число, затем каждое последующее слагаемое возрастает на 2. Так, 8+6=14, 14+8=22, 22+10=32, 32+12=44)
  11. 1 (Фигурки отличаются друг от друга положением тел, количеством рук и формой обуви)
  12. Л (Двигаясь поочередно на 2 буквы вперед и на 4 назад)
  13. СОН (Кессон – водонепроницаемая камера для подводных строительных работ)
  14. 6 (Каждый квадрат имеет 1, 2 или 3 ножки, наружная стрела может быть в трех положениях, внутренняя стрела – также в трех положениях)
  15. 77 (Полуразность чисел вне скобок)
  16. 3 (Числа 2 строки надо вычесть из чисел 1 строки и разность умножить на 3 – тогда получатся числа 3 строки)
  17. С и О (Слово МОСТОВАЯ, читается против часовой стрелки)
  18. БАР
  19. 484 (Удвоенная разность чисел вне скобок)
  20. СНЕГ
  21. 24 (возвести в квадрат числа от 1 до 5 и вычесть единицу)
  22. ПУШКА (Все остальные слова обозначают плоды – слива, орех, груша)
  23. БОР
  24. 5 (Фигура в 3 колонке составлена из элементов фигур 1 и 2 колонок, которые не являются общими для них)
  25. ОКНО
  26. 35 (К каждому предыдущему числу надо прибавить соответственно 7, 8, 9, 10, чтобы получилось следующее число)
  27. 6 (Три круга разделены вертикальной, горизонтальной или диагональной линией; каждая половина либо белая, либо черная, либо заштрихованная)
  28. ЛАВКА
  29. Ч (1 ряд построен через 2 буквы, 2 ряд – через 4, 3 ряд — через 6 букв)
  30. 4 (Человек внутри квадрата обозначает +1, снаружи –1. В каждом горизонтальном ряду последняя фигура рассматривается как сумма первых двух: -2+3=1, +1+(-4)=-3, +1-1=0)
  31. 4 (Имеются три типа больших фигур, три типа малых фигур внутри больших и три типа подставок)
  32. О и Н (слово ВЛОЖЕНИЕ, читается против часовой стрелки)
  33. СЛОН
  34. ЖЕЛУДОК (Все остальные слова обозначают изображения – рисунок, снимок, картина)
  35. Т / Х (Буквы идут в алфавитном порядке, через 2 от числителя к знаменателю и через 5 между столбцами)
  36. РУБКА
  37. 6 (количество кружков убывает слева на право, а количество квадратов – возрастает)
  38. 55 (Разность между числами, стоящими вне скобок, нужно умножить на 11)
  39. 6 (Имеются три типа прямоугольников, три положения кружков и три типа раскраски. Каждое сочетание формы, положения и раскраски встречается только 1 раз в ряду)
  40. ПЛЕН

Третий тест (IQ)

1. Выберите фигуру из четырех пронумерованных

Тесты Айзенка

2. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

УАКЩ
СЬДЕЛЬ
ТЯРПИЛЬЕ
УЛААК

3. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

ПО (…) АРЬ

4.Вставьте недостающее число

Тесты Айзенка

5. Вставьте пропущенное слово

АРГОН (РОЗА) ГРОЗА
АТЛЕТ (….) НОРМА

6. Вставьте пропущенное число.

651 (331) 342
449 ( ) 523

7. Вставьте пропущенное число

8 12 24 60 ?

8. Вставьте пропущенную букву

А Д Й П ?

9. Вставьте пропущенное число

Тесты Айзенка

10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

11. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

БЕГЕ (…) ОР
13. Исключите лишнее слово

АБРИКОС
БАГОР
ВЕДРО
ЛЮБОВЬ
ГОРДОСТЬ

14. Вставьте пропущенное число.

96 (16) 12
88 ( ) 11

15. Вставьте недостающие буквы

Тесты Айзенка

16. Вставьте пропущенное число.

2 10 4
3 17 5
3 ? 4

17. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

ПИ (…) ОК

18. Вставьте пропущенное число.

98 (54) 64
81 ( ) 36

19. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

20. Вставьте пропущенное слово

ПЛАТО (ТАНК) ОКУНЬ
ВЕРБА (….) АТЛАС

21. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

22. Исключите лишнее слово

ГАСПО
КМААБШ
ОЛААКШ
ОТЛААКШ

23. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и два слова, стоящие вне скобок

ШАЛОСТЬ (…….) БОЛЕЗНЬ

25. Вставьте пропущенную букву.

Б Д З
В Ж К
Г И ?

26. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

27. Вставьте пропущенное число

2 8 5 6 8 ? 11

28. Вставьте пропущенное слово

ТОРГ (ГРАЧ) ЧАЙКА
ГОРБ (….) СУДАК

29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

30. Вставьте недостающие буквы

Тесты Айзенка

31. Вставьте слово, которое означало бы то же, самое, что и слова, стоящие вне скобок

СОБАКА (…..) ПРЕЙСКУРАНТ

32. Вставьте пропущенное число

82 97 114 133 ?

33. Вставьте пропущенное слово

ПЛАН (РАНГ) МОРГ
СЕНО (….) СПАД

34. Исключите лишнее слово

ААННБ
ЛЯКООБ
ОМНЛИ
ИНААМШ

35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число

2 Д 8 ?
Б 5 З ?

36. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

37. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок

ГРИМАСА (….) СНАРЯД

38. Вставьте недостающие число.

16 (93) 15
14 ( ) 12

39. Вставьте пропущенное слово

КОРА (КОЗА) АЗОТ
КЛЕН (….) ПИЛА

40. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Тесты Айзенка

Ответы и объяснения. Третий тест

  1. 4 (Имеются три типа фигур; внутри каждой из них – кружок, знак умножения или знак «плюс»)
  2. ПРИЯТЕЛЬ (Все остальные слова – названия рыб: щука, акула, сельдь)
  3. ТОК
  4. 6 (число в левом секторе есть сумма чисел правого и нижнего секторов) 8-5=3, 13-7=6
  5. ТЕМА (1 буква пропущенного слова – это 2 буква предшествующего слова; 2 буква пропущенного слова – это четвертая буква предшествующего слова; 3 и 4 буквы пропущенного слова – это соответственно 4 и 5 буквы последующего)
  6. 324 (сумма чисел стоящих вне скобок разделенная на три) 651+342=993:3=331, 449+523=978:3=324
  7. 168 (Каждое число нужно умножить на 3 и из полученного произведения вычесть 12) 8·3=24-12=12, 12·3=36-12=24, 24·3=72-12=60, 60·3=180-12=168
  8. Ц (Буквы алфавита идут через 3, 4, 5, 6) А бвг Д ежзи Й клмно П рстуфх Ц
  9. 6 (Числа, стоящие справа, нужно разделить соответственно на 3, 4, 5, 6 чтобы получить числа противоположных секторах) 9:3=3, 16:4=4, 30:5=6, 36:6=6
  10. 5 (Имеются 3 типа штриховки; каждый тип встречается лишь 1 раз в каждом ряду и в каждой колонке)
  11. 5 (Имеются 3 типа фигур и 3 типа значков внутри их; каждый из признаков встречается в строке и столбце только 1 раз)
  12. МОТ
  13. ЛЮБОВЬ (Остальные слова идут в алфавитном порядке – А, Б, В, Г, слово ЛЮБОВЬ выпадает из этого ряда)
  14. 16 (Числа, стоящие слева, разделить на числа, стоящие справа, результат удвоить) 96:12=8.2=16, 88:11=8.2=16
  15. Р и Б (слово СТРЕЛЬБА, читается по часовой стрелке)
  16. 14 (Для того чтобы получить числа 2 колонки, нужно перемножить числа из 1 и 3 колонок, а затем прибавить 2)2. 4=8+2=10, 3.5=15+2=17, 4.3=12+2=14
  17. ЛОТ
  18. 39 (Нужно сложить числа, стоящие вне скобок, и сумму разделить на 3) 98+64=162:3=54, 81+36=117:3=39
  19. 1 (Имеются 3 формы лица, 3 типа глаз, 3 формы носа)
  20. БРАТ
  21. 3 (3 колонка состоит из элементов, которые являются общими для фигур 1 и 2 колонок)
  22. КАШАЛОТ (Все остальные слова обозначают обувь: сапог, башмак, калоша)
  23. 3 (Треугольники могут быть черными, белыми и заштрихованными, имеются 3 формы оснований и вершин)
  24. ПРОКАЗА
  25. Н (Буквы идут в алфавитном порядке через 3, 4, 5 букв в рядах и соответственно через 1, 2, 3 в колонках)
  26. 5 (Имеются 3 типа главных фигур, 3 типа малых фигур внутри больших и 3 положения флага)
  27. 4 (Имеются 2 ряда чисел. Один ряд все время возрастает на 3 и чередуется с другим, который все время убывает на 2)
  28. БРУС
  29. 3 (Мужская фигурка обозначает +1, женская -1, 3 фигура сумма первы двух)
  30. К и А (Слово СКИТАЛЕЦ, читается по часовой стрелке)
  31. ТАКСА
  32. 154 (Числа в ряду возрастают на 15, 17, 19, 21)
  33. АНОД
  34. МАШИНА (Все остальные слова обозначают плоды: банан, яблоко, лимон)
  35. К / 11 (И буквы и цифры идут через 2, поочередно в числителе и знаменателе)
  36. 1 (Каждая фигура имеет либо 1, либо 2, либо 3 ножки, кроме того, имеются 3 размера треугольников, 3 типа штриховки и 3 положения кружков. Каждый из этих признаков встречается только 1 раз в каждом ряду и каждой колонке)
  37. МИНА
  38. 78 (Сложить числа, стоящие вне скобок, и сумму утроить — тогда получается число в скобках)
  39. КЛИН
  40. 1 (все черные рыбки смотрят вправо, а белые поочередно смотрят вправо и влево)

Четвертый тест (IQ) + Ответы и объяснения.
Пятый тест (IQ) + Ответы и объяснения.
Зрительно-пространственный тест (IQ) + Ответы и объяснения.
Числовой тест (IQ) + Ответы и объяснения.
Словесный тест (IQ) + Ответы и объяснения.

Оценка результатов

Источник: Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М. : Эксмо, 2006. 

Опубликовано в Психодиагностика, Тесты

Связанные записи

2 комментария

  1. Jei

    16. Вставьте пропущенное число.
    18 25 4
    16 20 3
    6 15 ?
    Ответ: 3 (Числа 2 строки надо вычесть из чисел 1 строки и разность умножить на 3 – тогда получатся числа 3 строки)
    Где тут логический алгоритм действий? Мой ответ 2. Алгоритм такой. Вычитаем числа отдельно в каждой ячейке 1 и 2, получаемая сумма вычитывается между 1 и 2 и получаем сумму в 3 ячейке… (18)1- 8=7, (25) 2-5=3, 7-3=4 и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *