Тест «таблица Горбова-Шульте» (оценка переключения внимания) - SOWY.RU
Меню Закрыть

Тест «таблица Горбова-Шульте» (оценка переключения внимания)

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова – Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9 17 9 25 20 14 11
4 13 20 22 19 5 3
21 18 6 7 16 23 8
15 2 5 10 16 6 24
4 12 3 21 19 13 14
2 17 24 15 22 1 11
1 18 12 7 10 23 8

 

Рисунок 1.2 – Черно-красная таблица Горбова – Шульте для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные – в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры – изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация времени

по этапам, с

Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
  1   24  
  2   23  
t 1 3   22  
  4   21  
  5   20  
  6   19  
  7   18  
t 2 8   17  
  9   16  
  10   15  
  11   14  
  12   13  
t 3 13   12  
  14   11  
  15   10  
  16   9  
  17   8  
t 4 18   7  
  19   6  
  20   5  
  21   4  
  22   3  
t 5 23   2  
  24   1  
  25      

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т – С,

где

А – показатель переключения внимания,

Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3 – Балльная оценка переключения внимания

Этапы
1 2 3 4 5
время балл время балл время балл время балл время балл
менее 16 44 менее 29 44 менее 32 44 менее 28 45 менее 30 44
17–21 43 29–34 43 31–40 43 29–34 44 31–34 43
22–26 42 35–39 42 41–48 42 35–39 43 35–38 42
27–30 41 40–44 41 49–56 41 40–45 42 39–42 41
31–35 40 45–49 40 57–64 40 46–50 41 43–46 40
36–40 39 50–54 39 65–76 39 51–56 40 47–50 39
41–45 38 55–59 38 77–84 38 57–62 39 51–54 38
46–50 37 60–64 37 85–92 37 63–67 38 55–58 37
51–54 36 65–69 36 93–100 36 68–73 37 59–62 36
55–59 35 70–74 35 101–108 35 74–78 36 63–66 35
60–64 34 75–79 34 109–116 34 79–84 35 67–70 34
65–69 33 80–84 33 117–124 33 85–90 34 71–74 33
70–74 32 85–89 32 125–132 32 91–95 33 75–78 32
75–78 31 90–94 31 133–140 31 96–101 32 79–82 31
79–83 30 95–99 30 141–148 30 102–106 31 83–86 30
84–88 29 100–104 29 149–156 29 107–112 30 87–90 29
89–93 28 105–109 28 157–164 28 113–118 29 91–94 28
94–98 27 110–114 27 165–172 27 119–123 28 95–98 27
99–102 26 115–119 26 173–180 26 124–129 27 99–102 26
103–107 25 120–124 25 181–188 25 130–134 26 103–106 25
108–112 24 125–129 24 189–196 24 135–140 24 107–110 24
113–117 23 130–134 23 более 196 23 141–146 23 111–114 23
более 117 22 135–139 22  – 22 147–151 22 115–118 22
более139 21 более 151 119–122 21
более 122 20

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 1.4 Бальная оценка ошибок переключения внимания

Этапы Количество ошибок Ошибки, баллы
цвета числа порядка
I 1

2

3

2

4

6

2

6

 

4

8

II 1

2

3

4

1,5

3

4,5

6

1,5

3

4,5

7,5

4,5

6

III 1

2

3

4–5

1

2

3

6

1

2

3

1

4

6

IV 1

2

3

2

5

8

1,5

3

8

2
V 1

2

3

2

5

8

1,5

3

8

2

Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи