Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина»
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
Ю.Л.Ханин приводит в этой связи мысль А.А.Ухтомского: «…Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата». Вып. 1, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».
По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: CT и ЛТ Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46… – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Текст методики ШРЛТ
Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно:
1. | Вы спокойны | 1 2 3 4 |
2. | Вам ничто не угрожает | 1 2 3 4 |
3. | Вы находитесь в напряжении | 1 2 3 4 |
4. | Вы испытываете сожаление | 1 2 3 4 |
5. | Вы чувствуете себя свободно | 1 2 3 4 |
6. | Вы расстроены | 1 2 3 4 |
7. | Вас волнуют возможные неудачи | 1 2 3 4 |
8. | Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком | 1 2 3 4 |
9. | Вы встревожены | 1 2 3 4 |
10. | Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения | 1 2 3 4 |
11. | Вы уверены в себе | 1 2 3 4 |
12. | Вы нервничаете | 1 2 3 4 |
13. | Вы не находите себе места | 1 2 3 4 |
14. | Вы взвинчены | 1 2 3 4 |
15. | Вы не чувствуете скованности и напряжения | 1 2 3 4 |
16. | Вы довольны | 1 2 3 4 |
17. | Вы озабочены | 1 2 3 4 |
18. | Вы слишком возбуждены и Вам не по себе | 1 2 3 4 |
19. | Вам радостно | 1 2 3 4 |
20. | Вам приятно | 1 2 3 4 |
Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда.
1. | Вы испытываете удовольствие | 1 2 3 4 |
2. | Вы быстро устаете | 1 2 3 4 |
3. | Вы легко можете заплакать | 1 2 3 4 |
4. | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | 1 2 3 4 |
5. | Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | 1 2 3 4 |
6. | Вы чувствуете себя бодрым человеком | 1 2 3 4 |
7. | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | 1 2 3 4 |
8. | Ожидание трудностей очень тревожит Вас | 1 2 3 4 |
9. | Вы слишком переживаете из-за пустяков | 1 2 3 4 |
10. | Вы бываете вполне счастливы | 1 2 3 4 |
11. | Вы принимаете все слишком близко к сердцу | 1 2 3 4 |
12. | Вам не хватает уверенности в себе | 1 2 3 4 |
13. | Вы чувствуете себя в безопасности | 1 2 3 4 |
14. | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 2 3 4 |
15. | У Вас бывает хандра, тоска | 1 2 3 4 |
16. | Вы бываете довольны | 1 2 3 4 |
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас | 1 2 3 4 |
18. | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | 1 2 3 4 |
19. | Вы уравновешенный человек | 1 2 3 4 |
20. | Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах | 1 2 3 4 |
Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =
ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =
Понятие ситуативной (актуальной), – то есть реактивной тревожности и понятие личностной, – то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.
Источник — Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.