Меню Закрыть

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина»

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю.Л.Ханин приводит в этой связи мысль А.А.Ухтомского: «…Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата». Вып. 1, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: CT и ЛТ Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46… – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ

Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно:

1.         Вы спокойны 1   2   3   4
2.         Вам ничто не угрожает 1   2   3   4
3.         Вы находитесь в напряжении 1   2   3   4
4.         Вы испытываете сожаление 1   2   3   4
5.         Вы чувствуете себя свободно 1   2   3   4
6.         Вы расстроены 1   2   3   4
7.         Вас волнуют возможные неудачи 1   2   3   4
8.         Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1   2   3   4
9.         Вы встревожены 1   2   3   4
10.     Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения                                                        1   2   3   4
11.     Вы уверены в себе 1   2   3   4
12.     Вы нервничаете 1   2   3   4
13.     Вы не находите себе места 1   2   3   4
14.     Вы взвинчены 1   2   3   4
15.     Вы не чувствуете скованности и напряжения 1   2   3   4
16.     Вы довольны 1   2   3   4
17.     Вы озабочены 1   2   3   4
18.     Вы слишком возбуждены и Вам не по себе 1   2   3   4
19.     Вам радостно 1   2   3   4
20.     Вам приятно 1   2   3   4

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда.

1.         Вы испытываете удовольствие 1   2   3   4
2.         Вы быстро устаете 1   2   3   4
3.         Вы легко можете заплакать 1   2   3   4
4.         Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1   2   3   4
5.         Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения 1   2   3   4
6.         Вы чувствуете себя бодрым человеком 1   2   3   4
7.         Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1   2   3   4
8.         Ожидание трудностей очень тревожит Вас 1   2   3   4
9.         Вы слишком переживаете из-за пустяков 1   2   3   4
10.     Вы бываете вполне счастливы 1   2   3   4
11.     Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1   2   3   4
12.     Вам не хватает уверенности в себе 1   2   3   4
13.     Вы чувствуете себя в безопасности 1   2   3   4
14.     Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей 1   2   3   4
15.     У Вас бывает хандра, тоска 1   2   3   4
16.     Вы бываете довольны 1   2   3   4
17.     Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас 1   2   3   4
18.     Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1   2   3   4
19.     Вы уравновешенный человек 1   2   3   4
20.     Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах 1   2   3   4

Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =

ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =

Понятие ситуативной (актуальной), – то есть реактивной тревожности и понятие личностной, – то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.


Источник — Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

Опубликовано в Тесты

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *