Приложение
к пункту 2.1.6
Стандарта внешнего государственного аудита
(контроля) СГА 104 «Аудит эффективности»
Рекомендуемый порядок действий в процессе организации и в ходе проведения аудита эффективности
N п/п | Действия в процессе организации и в ходе проведения аудита эффективности |
1 | Подготовительный этап аудита эффективности |
1.1 | Провести рабочее совещание группы инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, обсудить на нем вопросы организации аудита эффективности |
1.2 | Создать папку (структуру файлов) рабочей документации для систематизации собираемой информации в ходе аудита эффективности |
1.3 | Подготовить и направить объектам аудита эффективности уведомления о проведении контрольного мероприятия, а также запросы о предоставлении необходимой информации |
1.4 | Сформировать группу привлекаемых внешних экспертов, заключить с ними договоры (в случае необходимости).
Определить список основных заинтересованных лиц, с которыми необходимо контактировать, включающий: 1) руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти; 2) членов и сотрудников аппаратов соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации; 3) контактных лиц в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) руководителей и специалистов объектов аудита эффективности |
1.5 | Осуществить сбор и изучение необходимой информации о предмете и объектах аудита эффективности, включающие:
1) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию, процессы использования федеральных и иных ресурсов, а также деятельность объектов аудита эффективности по их использованию; 2) организацию и процессы использования федеральных и иных ресурсов; 3) формы и направления использования федеральных и иных ресурсов; 4) отчеты и планы работы объекта аудита эффективности; 5) организационную структуру и условия работы объектов аудита эффективности; 6) результаты использования федеральных и иных ресурсов; 7) основные риски; 8) систему и механизмы внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита |
1.6 | Провести (по возможности) встречи с руководителями объектов аудита эффективности, на которых:
1) информировать их о теме и времени планируемого контрольного мероприятия; 2) выяснить, какие вопросы они считают ключевыми в деятельности организации; 3) выяснить их мнение о существующих рисках и проблемах в решении стоящих перед ними задач; 4) обсудить источники определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов в рамках данного аудита эффективности |
1.7 | При необходимости отразить в рабочей документации сведения о результатах изучения предмета и объектов аудита эффективности, включающие краткое описание и характеристику:
1) предмета аудита эффективности, состояния его законодательного и нормативного обеспечения; 2) выполнения задач и осуществления основных направлений деятельности объектов аудита эффективности; 3) достижения запланированных целей и результатов в проверяемой сфере и деятельности объектов аудита эффективности; 4) существующих внешних и внутренних рисков; 5) возможных целей и вопросов аудита эффективности; 6) предлагаемых критериев оценки эффективности; 7) подходов к проведению аудита эффективности и способов сбора и методов изучения фактических данных и информации; 8) возможных недостатков и проблем |
1.8 | В случае принятия членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение контрольного мероприятия, решения о согласовании разработанных критериев оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов согласовать с руководством объектов аудита эффективности указанные критерии |
1.9 | Подготовить и утвердить программу проведения контрольного мероприятия, содержащую:
1) основание для проведения аудита эффективности; 2) предмет аудита эффективности; 3) перечень объектов аудита эффективности; 4) проверяемый период; 5) срок проведения аудита эффективности; 6) цели аудита эффективности с перечнем вопросов; 7) критерии оценки эффективности по каждой цели аудита эффективности; 8) срок представления отчета о результатах контрольного мероприятия и других документов по результатам аудита эффективности на рассмотрение Коллегии Счетной палаты |
1.10 | Подготовить рабочий план проведения контрольного мероприятия, включающий:
1) наименование объектов аудита эффективности; 2) вопросы мероприятия на каждом объекте с указанием содержания работ (перечнем контрольных процедур), ответственных исполнителей, сроков начала и окончания работ, а также сроков представления материалов для подготовки актов |
1.11 | Подготовить график выездов на объекты аудита эффективности |
1.12 | Оформить удостоверения на право проведения контрольного мероприятия |
1.13 | Провести рабочее совещание группы инспекторов, иных сотрудников аппарата Счетной палаты и внешних экспертов (в случае их привлечения), обсудить на нем вопросы проведения контрольного мероприятия на объектах аудита эффективности |
2 | Основной этап аудита эффективности |
2.1 | Осуществить контрольные действия, в том числе на объектах аудита эффективности, собрать фактические данные и информацию в соответствии с выбранными способами |
2.2 | Провести изучение собранных фактических данных и информации, сформировать доказательства |
2.3 | Провести при необходимости дополнительный сбор и изучение фактических данных и информации для уточнения или обоснования доказательств |
2.4 | Оформить акты по результатам контрольного мероприятия на объектах |
2.5 | Подготовить в случае поступления от должностных лиц объекта аудита эффективности письменных замечаний заключение на представленные замечания и направить в адрес объекта аудита эффективности |
3 | Заключительный этап аудита эффективности |
3.1 | Подготовить и отразить в соответствующем разделе проекта отчета о результатах контрольного мероприятия заключения о соответствии фактических данных об организации, процессах, результатах использования федеральных и иных ресурсов в проверяемой сфере и деятельности объектов аудита эффективности по их использованию, полученных в процессе контрольных действий, в том числе на объекте аудита эффективности, утвержденным критериям оценки эффективности |
3.2 | Определить причины выявленных недостатков и проблем в проверяемой сфере использования федеральных и иных ресурсов и сформулировать выводы по каждой цели аудита эффективности, которые следует отразить в соответствующем разделе проекта отчета о результатах контрольного мероприятия |
3.3 | Подготовить и отразить в соответствующем разделе проекта отчета о результатах контрольного мероприятия рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита эффективности недостатков в целях повышения эффективности использования федеральных и иных ресурсов |
3.4 | Подготовить проект отчета о результатах контрольного мероприятия, содержащий в том числе заключения, выводы и рекомендации, обсудить его на совещании группы инспекторов, иных сотрудников аппарата Счетной палаты и внешних экспертов (в случае их привлечения) |
3.5 | Внести в проект отчета о результатах контрольного мероприятия необходимые изменения по результатам его обсуждения |
3.6 | Подготовить проекты отчета о результатах контрольного мероприятия, представления Счетной палаты и информационных писем Счетной палаты по результатам аудита эффективности |
3.7 | Направить проекты отчета о результатах контрольного мероприятия, представления Счетной палаты и информационных писем Счетной палаты на рассмотрение члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия, и доработать их с учетом замечаний (при их наличии) |
3.8 | Согласовать:
1) вносимые на рассмотрение Коллегии Счетной палаты проекты отчета о результатах контрольного мероприятия, представления Счетной палаты, информационных писем Счетной палаты, карты итогов контрольного мероприятия и другие документы — с Департаментом юридического обеспечения; 2) карту итогов контрольного мероприятия — с Департаментом методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации и осуществления внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля) и Департаментом цифровой трансформации |
3.9 | Представить окончательный отчет о результатах контрольного мероприятия и другие документы, подготовленные по результатам аудита эффективности, на рассмотрение Коллегии Счетной палаты |
3.10 | После утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия Коллегией Счетной палаты:
1) направить отчет о результатах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации; 2) направить представления Счетной палаты и информационные письма Счетной палаты соответствующим адресатам; 3) подготовить сообщение о результатах аудита эффективности для средств массовой информации |
4 | Контроль реализации результатов аудита эффективности |
4.1 | Проанализировать принимаемые Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации решения по отчету о результатах контрольного мероприятия, представленного Счетной палатой, в целях принятия мер по его реализации |
4.2 | Осуществить контроль полноты и своевременности принятия мер по представлению Счетной палаты |
4.3 | Проанализировать информацию, документы и материалы о результатах рассмотрения информационных писем Счетной палаты |