Письмо Минпросвещения России от 15.03.2023 N АБ-1144/07
«О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия», «Рекомендациями для родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия»)
Минпросвещения России направляет подготовленные совместно с АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» для учета в деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций:
рекомендации для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия (Приложение 1);
рекомендации для родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия (Приложение 2).
А.В.БУГАЕВ
Приложение 1. Рекомендации для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ЧВК «Редан» — молодежное движение (далее — Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.
Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан».
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов образовательных организаций:
1. Если обучающийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:
— носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная — 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;
— большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
— клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
— возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках — кисть, предплечье).
2. Если обучающийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
— выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в семью», «как круто быть с вами» и т.п.;
— заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
— в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
— в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;
— сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»;
— подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию.
При выявлении данных маркеров важно комплексно выстроить работу по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся:
— сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности обучающегося в субкультуру педагогу-психологу образовательной организации и классному руководителю;
— проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося и выработать единую воспитательную стратегию;
— проинформировать администрацию образовательной организации о необходимости применения к обучающемуся комплексных мер профилактической работы.
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:
— усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;
— раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи и социализации подростков;
— правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;
— родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;
— формирование благоприятного психологического климата в образовательных организациях, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов обучающихся.
Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.
К несовершеннолетним, принимающим участие в протестных и социально опасных акциях, рекомендуется применение мер воспитательного и просветительского характера, в том числе проведение профилактических бесед о возможных последствиях участия в подобных мероприятиях.
Кроме того, общей профилактической мерой, способствующей снижению вовлечения подростков в деструктивные субкультуры, может являться организация групповых форм взаимодействия среди подростков при посредничестве педагога или психолога для формирования коммуникативных умений и развития навыков разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, воспитательную работу по направлению несовершеннолетних на продуктивные пути социализации рекомендуется выстраивать на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях, что обеспечивает системность психолого-педагогического воздействия.
Приложение 2. Рекомендации для родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ЧВК «Редан» — молодежное движение (далее — Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.
Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан».
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание родителей:
1. Если ваш ребенок изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:
— носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная — 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.
— большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
— клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
— возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках — кисть, предплечье).
2. Если ребенок на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
— выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «как круто быть с вами» и т.п.;
— заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
— в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
— в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;
— сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»;
— подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию.
Внимание родителей также должен привлечь факт удаления ребенком из подписок в социальных сетях родителей и других родственников, установления дополнительных ограничений доступа к своему профилю.
Важно отметить, что к субкультурам, в том числе к деструктивным сообществам, примыкают дети, которых что-либо не устраивает в их жизни, у которых есть свои неудовлетворенные потребности.
Общение с подобными себе позволяет подросткам выделиться, привлечь к себе внимание. Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является рост авторитета друзей, иногда за счет снижения авторитета родителей. Стремление подростков к независимости может выражаться в приобретении не самых хороших привычек и совершении запретных действий, и как следствие, желании выделиться из общей массы сверстников, продемонстрировать окружающим свою уникальность. Важно эти мотивы и потребности своевременно заметить, понять и предложить ребенку альтернативные способы их удовлетворения, ориентируясь на сохранение его здоровья и благополучия.
Рекомендации по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и противоправные действия:
1. Для того, чтобы вовремя обнаружить признаки вовлеченности ребенка в деструктивное сообщество, рекомендуется стать ему другом в социальных сетях и проявлять интерес к его активности в сетевом пространстве.
2. При обнаружении признаков вовлеченности в деструктивное сообщество стоит узнать мнение ребенка о происходящем. Будьте внимательным к его словам, проявите уважение и терпение к его размышлениям и выбору.
3. Объясните, какой опасности себя подвергает ребенок в этот момент. Необходимо акцентировать внимание подростка на правовых аспектах антиобщественного поведения. Важно оценить реалистичность представлений ребенка о происходящем, а затем выстроить честный диалог о предусмотренной ответственности и рисках для здоровья.
4. Поговорите с ребенком доверительно, выразите понимание, поделитесь своими переживаниями в его возрасте. Договоритесь с ребенком о том, что если он примет решение об участии в сборах данного Движения, то предупредит вас об этом и передаст контактные номера людей, с которыми пойдет на встречу.
5. Примите меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечьте совместный с ним досуг в течение нескольких дней.
6. Рекомендуется провести проверку на наличие у ребенка любых видов оружия, колющих и режущих предметов, взрывоопасных веществ; усилить меры безопасности по отношению к подобным предметам.
7. Обратитесь за помощью к психологу или воспользуйтесь телефоном доверия для детей, подростков, их родителей.
Всероссийский Детский телефон доверия | 8-800-2000-122 |
Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета Российской Федерации | 8-800-200-19-10 |
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» | http://www.fcprc.ru/ |
Горячая линия «Дети Онлайн» | 8-800-250-00-15 |
Горячая линия психологической поддержки ФГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет» | 8-800-600-31-14
8-495-624-60-01 |
8. Основные превентивные меры: постарайтесь не пропустить признаки наличия у ребенка конфликтов с социальной средой и внутриличностных конфликтов, уделите особое внимание периодам возрастных кризисов (12 — 13 лет, 15 лет, 17 лет). Способствуйте разрешению данных конфликтов и формированию доверия в отношениях «ребенок — взрослый», не стремитесь к ужесточению требований и наказаний. Если чувствуете сложности в выстраивании взаимодействия с ребенком, обратитесь к помощи психологов и педагогов.
Нередкими являются случаи задержания правоохранительными органами участников Движения при организации массовых драк и «сходок».
Что делать, если ваш ребенок не вернулся домой и не отвечает на звонки и сообщения на мобильный телефон?
1. В первую очередь, сохраняйте спокойствие. Помните, что действия на эмоциях могут привести к принятию решений, о которых можно в дальнейшем сожалеть.
2. Позвоните друзьям, с которыми может находиться Ваш ребенок. Возможно, у него просто сел аккумулятор на мобильном телефоне, и он не может ответить на звонок.
3. Если после диалога с друзьями Вашего ребенка его местонахождение определить не удалось, следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Чем раньше вы обратитесь в полицию, тем быстрее представители правоохранительных органов смогут разыскать ребенка.
Существует заблуждение, что заявление об исчезновении несовершеннолетних можно подать не раньше, чем пройдет трое суток. Такой подход в корне неверен, в ряде случаев — «преступен».
Сотрудники полиции сделают все возможное для организации поиска ребенка в любое время суток.