Одобрены
Национальным советом
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям
(протокол № 35 от 27 марта 2019 года)
Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утверждённых примерных основных образовательных программ
Ссылки на нормативные правовые документы, применяемые в рекомендациях:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее — приказ Минобрнауки 301)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (далее — приказ Минобрнауки 594).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (далее — приказ Минтруда 148н).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (далее — приказ Минтруда 667н).
6. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
7. Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессиональных стандартов.
Ссылки на методические документы, применяемые в рекомендациях:
1. Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов, утверждённые Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 29 марта 2017 г. № 18) (далее — Методрекомендации по актуализации ФГОС и ПООП).
2. Письмо директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодёжной политики Минобрнауки России А.И. Рожкова от 21 января 2019 г. № УЖ-2.1/222 «О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования».
З. Письмо директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодёжной политики Минобрнауки России А.И. Рожкова от 14 февраля 2019 г. № МН-2.1/818 «О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования».
Когда образовательные организации (далее — организации) обязаны перейти на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее — ФГОС ВО 3++, стандарты)?
Порядок применения ФГОС ВО 3++ устанавливается приказом о его утверждении. В стандартах, актуализированных в 2017-2018 гг., установлено, что приём на обучение в соответствии с предыдущей редакцией стандарта прекращается 31 декабря 2018 года. Таким образом, основные профессиональные образовательные программы (далее — ОПОП) на 2019-2020 учебный год должны формироваться организацией на основе ФГОС ВО 3++.
Важно! В ФГОС ВО 3++, которые будут утверждаться с 2019 г., могут устанавливаться иные, в том числе более поздние сроки введения их в действие. Порядок их применения также будет регламентирован приказом об их утверждении.
Обязательно ли переводить обучающихся, зачисленных на обучение до 31 декабря 2018 г., на ОПОП, актуализированные на основе ФГОС ВО 3++?
Лица, принятые на обучение ранее введения ФГОС ВО 3++ в действие, продолжают обучение по программам, сформированным в соответствии с действовавшей на момент разработки программы редакцией стандарта.
Организация вправе перевести студентов, принятых на обучение до введения в действие ФГОС ВО 3++, с их письменного согласия на обновлённые в соответствии с ФГОС ВО 3++ программы.
Вправе ли организация продолжить реализацию ОПОП по формам обучения, которые исключены в ФГОС ВО 3++?
В соответствии с приказами об утверждении ФГОС ВО 3++ приём на обучение в соответствие с предыдущей редакцией стандартов прекращается 31 декабря 2018 г. Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС 3++ обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа о его утверждении, с их согласия.
Таким образом, лица, зачисленные на обучение до 31 декабря 2018 г. на образовательные программы, сформированные на основе действовавшей на тот момент редакции стандарта, вправе завершить обучение по формам, на которые они были зачислены согласно действовавшей на момент зачисления редакции стандарта.
В случае, если ФГОС ВО 3++ не предусмотрена возможность реализации обучения по заочной и/или очно-заочной форме, организация не вправе проводить набор студентов по данным формам обучения после 31 декабря 2018 г.
Пример: ФГОС по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) в редакции приказа Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 202 предусматривал обучение в очной, очно-заочной и заочной формах (п. 3.2 ФГОС).
Указанный стандарт в редакции приказа Минобрнауки России от 15 июня 2017 г. № 553 предусматривает обучение в очной форме (п. 1.3 ФГОС).
Студенты, зачисленные на обучение в заочной, очно-заочной формах до 31 декабря 2018 г., вправе завершить обучение в указанных формах. При этом после 31 декабря 3018 г. организации не вправе зачислять обучающихся на заочную и очно-заочную формы обучения, если такие формы обучения не предусмотренные ФГОС ВО 3++.
Чем руководствоваться организации при разработке ОПОП на основе ФГОС ВО 3++ при отсутствии утверждённых примерных основных образовательных программ?
ФГОС ВО 3++ содержат ряд отсылочных норм к элементам примерных основных образовательных программ (далее — ПООП), обязательных к включению в ОПОП:
— обязательные профессиональные компетенции (при наличии) (п. 3.5 ФГОС ВО 3++)
— индикаторы универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций (п. 3,7 ФГОС ВО 3++).
В соответствии с ч. 7 ст. 12 ФЗ-273 ОПОП разрабатываются в соответствии с ФГОС и с учётом соответствующих ПООП. В соответствии с ч. 10 ст. 12 ФЗ-273 ПООП включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой (далее — реестр). Информация, содержащаяся в реестре ПООП, является общедоступной.
В соответствии с п. 6 приказ Минобрнауки 301, при включении ПООП в реестр организация разрабатывает с учётом ПООП образовательную программу для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.
Учитывая, что на начало 2019 г. отсутствуют утверждённые в соответствии с приказом Минобрнауки 594 ПООП и отсутствует соответствующий реестр, ОПОП разрабатываются на основе ФГОС ВО 3++.
Нужно ли будет актуализировать ОПОП, разработанные в 2019 г., по мере утверждения ПООП?
В соответствии с п. 6 Приказа Минобрнауки 301 обучение лиц, начавших обучение до включения ПООП в реестр, осуществляется по образовательной программе, разработанной на момент их поступления, либо по решению образовательной организации образовательная программа, разработанная до включения ПООП в реестр, актуализируется с учётом ПООП.
При этом программы, разрабатываемые для лиц, поступающий в год, следующий за годом размещения ПООП в реестре, в обязательном порядке разрабатываются с учётом ПООП.
По какому макету следует разрабатывать ОПОП на основе ФГОС ВО 3++?
В соответствии с п. 9 ст. 2 ФЗ-273 образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
При соблюдении указанных выше требований Организация вправе самостоятельно определить макет, по которому будет разработана ОПОП. В качестве одного из источников информации можно использовать макет ПООП, либо разработать собственные варианты представления ОПОП с учётом необходимости соблюдения её состава, регламентированного законом.
В каких элементах ОПОП необходимо учитывать профессиональные стандарты и иные источники, закрепляющие требования рынка труда к квалификации работников?
В соответствии с ч. 7 ст. 1 1 ФЗ-273 формирование требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Важно! Понятие «профессиональная компетенция» не определено ни в ФЗ-273, ни в Трудовом кодексе Российской Федерации. Данное понятие не признается как тождественное категории «профессиональные компетенции» в ФГОС ВО.
Основные элементы ОПОП, которые формируются с учётом запроса рынка труда:
- Области/сферы профессиональной деятельности
- Типы задач профессиональной деятельности и задачи профессиональной деятельности
- Профессиональные компетенции
- Индикаторы достижения профессиональных компетенций (в отдельных случаях также общепрофессиональных компетенций, если они имеют прямую связь с конкретными видами профессиональной деятельности на рынке труда).
Только ли профессиональные стандарты учитываются при формировании ОПОП?
Профессиональные стандарты разработаны не по всем видам профессиональной деятельности, существующим на рынке труда. Кроме того, требования к квалификации могут содержаться в иных документах.
В соответствии с п. 3.4 ФГОС ВО 3++, профессиональные компетенции, устанавливаемые ОПОП, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе иных источников.
В качестве иных источников могут применяться:
1. Действующие единые квалификационные справочники (например, приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»).
2. Нормативные правовые документы, закрепляющие требования к квалификации (например, для адвокатов, судей, нотариусов и т.д.).
З. Международные документы (например, по эксплуатации воздушных судов).
4. Форсайты рынка труда, консультации с работодателями.
5. Зарубежный опыт регулирования квалификаций.
Что такое области (сферы) профессиональной деятельности и как их формулировать в ОПОП?
Области и сферы профессиональной деятельности позволяют дать краткое описание возможных профессиональных траекторий выпускников ОПОП, понятное абитуриентам, работодателям, преподавателям.
Перечень областей профессиональной деятельности приведён в приказе Минтруда 667н. Всего таких областей 34 (включая сквозные виды профессиональной деятельности). Данный перечень не является исчерпывающим и не имеет однозначного соотношения с перечнем областей образования и укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки (далее — УГСН).
Сферы профессиональной деятельности формулируются разработчиками ФГОС и/или ОПОП для конкретизации места выпускников в рамках области (например, область 01 Образование и наука, сфера научных исследований), для описания деятельности, не включаемой ни в одну из областей (например, государственное и муниципальное управление, оборона и безопасность государства).
В ФГОС ВО 3++ установлен открытый перечень областей (сфер) профессиональной деятельности, в которых выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность. В пункте стандарта, в котором перечисляются области (сферы), указано, что выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника. Кроме того, п. 3.6 ФГОС ВО 3++ устанавливает, что совокупность компетенций, установленных ОПОП, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в ФГОС.
Таким образом, организация выбирает минимум одну из перечисленных в ФГОС областей (сфер) и, при необходимости, может дополнять список в ОПОП.
Важно! И в ФГОС, и в ОПОП возможно включение областей (сфер), в которых может работать выпускник, но где на момент разработки стандарта и/или программы не утверждены профессиональные стандарты, содержащие требования к выпускникам данного уровня образования.
Какое количество типов задач может выбрать вуз для ОПОП? Вправе ли вуз дополнить перечень типов задач, установленных в ФГОС, дополнительными типами задач?
В соответствии с п. 3.6 ФГОС ВО 3++ совокупность компетенций, установленных ОПОП, должна обеспечивать выпускнику способность решать задачи профессиональной деятельности не менее, чем одного типа, установленного стандартом.
При этом ФГОС ВО 3++ не предоставляет возможность введения в ОПОП типов задач, не предусмотренных стандартом. Одновременно ФГОС ВО З— устанавливает, что организации самостоятельно устанавливают задачи профессиональной деятельности в рамках приведённых типов.
Какие принципы выделения направленности (профиля) существуют? Могут ли реализовываться программы общего (широкого) профиля?
В соответствии с ФГОС ВО 3++ организация устанавливает направленность (профиль) ОПОП, которая соответствует направлению подготовки в целом (т.е. программы «общего (широкого) профиля) или конкретизирует содержание ОПОП в рамках направления подготовки путём ориентации её на область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников; тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников; при необходимости на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.
Важно! В ПООП могут быть установлены только примеры направленностей (профилей). Направленность (профиль) программы организация определяет самостоятельно.
Примеры принципов выделения направленностей (профилей):
1. Связи с научными специальностями (для программ, имеющих связь с фундаментальными науками, например, в рамках направлений подготовки по физике, химии и т.д.).
2. Конкретная сфера профессиональной деятельности (пример: «Печатные СУШ», «Тележурналистика», «Интернет-журналистика»).
З. Вид профессиональной деятельности (особенно на уровне магистратуры) (пример: «Корреспондент СМИ», «Редактор СМИ»).
4. Объединение сферы профессиональной деятельности и вида профессиональной деятельности (примеры: «Корреспондент телевещания», «Редактор печатных СМИ»).
5. Смежные или многопрофильные виды профессиональной деятельности (пример: «Медиамаркетинг», «Дизайнер СМИ», «Журналист в производственно-технической сфере»).
6. Тематическая специализация (пример: «Спортивная журналистика», «Деловая журналистика», «Международная журналистика»).
Каким образом и из каких источников организация может выбирать профессиональные стандарты?
Выбор источников для определения компетенций, востребованных рынком труда (в том числе профессиональных стандартов), осуществляется после определения областей (сфер), типов задач и задач профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОПОП.
В соответствии с п. 3.5 ФГОС ВО 3++ при определении профессиональных компетенций организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещённого на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) (далее реестр Минтруда) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).
Важно! Актуальная версия реестра доступна для скачивания в формате excel в разделе «новости» программно-аппаратного комплекса http://profstandart.rosmintrud.ru.
При отборе профессиональных стандартов из приложения к ФГОС ВО 3++ организации следует иметь в виду, что приложение формировалось по состоянию на момент утверждения ФГОС ВО 3++. На момент разработки ОПОП профессиональные стандарты, указанные в приложении к стандарту, могли быть изменены или утратить силу. Кроме того, могли быть утверждены новые профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников. Также может возникнуть необходимость отбора профессиональных стандартов из других областей профессиональной деятельности в связи с межотраслевой спецификой ОПОП. В связи с этим организациям рекомендуется при отборе профессиональных стандартов руководствоваться реестром Минтруда.
Важно! Возможны ситуации, когда направленности (профилю) ОПОП не соответствует ни один из профессиональных стандартов, указанных в приложении к ФГОС ВО 3++ и в реестре Минтруда. В таком случае профессиональные компетенции формируются Организацией с применением иных источников.
Пример:
В приложении к ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки Социология (уровень магистратуры) содержатся только профессиональные стандарты из области 01 «Образование и наука». В случае, если ОПОП не ориентирована на педагогический тип задач, применение указанных профессиональных стандартов при формировании ОПОП не требуется.
При выборе профессионального стандарта должна ли быть реализована подготовка к виду профессиональной деятельности в целом (к работе по всему профессиональному стандарту)?
П.З.5 ФГОС ВО 3++ устанавливает, что из каждого выбранного профессионального стандарта организация выделяет одну или несколько обобщённых трудовых функций (далее ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.
При выборе профессиональных стандартов и их элементов, к реализации которых могут быть подготовлены выпускники ОПОП, организации рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.
1. Семантический анализ наименований в реестре.
2. Анализ наименования и основной цели вида профессиональной деятельности.
3. Отбор ОТФ: уровень квалификации, требования к образованию и обучению.
4. Отбор элементов ОТФ (трудовых функций, трудовых действий, знаний, умений), которые могут формироваться в рамках ОПОП.
Важно! Ряд профессиональных стандартов содержит существенные требования к опыту работы, что не позволяет выбрать все элементы ОТФ для подготовки обучающихся в рамках ОПОП.
Пример: профессиональный стандарт 10.008 «Архитектор» в части ОТФ С «Руководство процессом архитектурно-строительного проектирования объектов и работ, связанных с реализацией объектов капитального строительства» устанавливает требование о наличии высшего образования уровня специалитета или магистратуры, а также требование к опыту работы не менее десяти лет в области архитектурной деятельности при наличии квалификации «специалист», не менее восьми лет в области архитектурной деятельности при наличии квалификации «магистр».
Можно ли использовать проекты ПООП, размещённые для общественного обсуждения, при определении профессиональных компетенций, индикаторов их достижения?
При формировании ОПОП организация вправе использовать любые открытые источники, в том числе проекты ПООП, размещённые для общественного обсуждения. Однако при этом никакие элементы проекта ПООП, включая индикаторы достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций, обязательные профессиональные компетенции, не могут рассматриваться как обязательные для включения в ОПОП.
При использовании проекта ПООП организациям рекомендуется руководствоваться утверждёнными ФГОС ВО 3++ и иными действующими нормативными правовыми актами, и, в случае обнаружения противоречий проектов ПООП действующему законодательству, не использовать их в этой части.
Кроме того, при использовании проектов ПООП как источника для определения профессиональных компетенций организациям рекомендуется обращать внимание на информацию о наличии положительных заключений советов по профессиональных квалификаций на проекты ПООП.
Чем организация должна руководствоваться при формулировании индикаторов достижения компетенций в ОПОП?
В соответствии с п. 3.7 ФГОС ВО 3++ организация устанавливает в ОПОП индикаторы достижения компетенций:
— универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций — в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП; рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) самостоятельно.
Поскольку имеющиеся в настоящий момент проекты ПООП не утверждены и не размещены в реестре, они не имеют обязательного характера, В связи с этим организация вправе самостоятельно сформулировать индикаторы достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций, применяя любые открытые источники информации, включая сайты федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, сайт Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям и т.д.
При формулировании индикаторов достижения компетенций организации рекомендуется применять подходы, предложенные в Методических рекомендациях по актуализации ФГОС и ПООП. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями, индикаторы являются обобщёнными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения компетенций должны быть измеряемы с помощью средств, доступных в образовательном процессе.
При использовании проектов ПООП как одного из источников для определения индикаторов достижения компетенций, организации рекомендуется оценить их соответствие Методическим рекомендациям по актуализации ФГОС и ПООП.
При формулировании индикаторов достижения универсальных компетенций организации рекомендуется определять их единообразно по уровню образования, либо области образования.
При формулировании индикаторов достижения общепрофессиональных компетенций организации рекомендуется определять их единообразно на уровне УГСН или направления подготовки (в зависимости от того, на какой уровень определены единообразно общепрофессиональные компетенции).
В связи с отсутствием утверждённых и размещённых в реестре ПООП, содержащих обязательные и рекомендуемые профессиональные компетенции, организация, помимо универсальных и общепрофессиональных компетенций, включает в ОПОП самостоятельно устанавливаемые профессиональные компетенции.
Можно ли при формулировании профессиональных компетенций использовать несколько профессиональных стандартов одновременно, либо профессиональные стандарты и иные источники?
Профессиональные компетенции могут формироваться на основе нескольких источников. Формулирование профессиональных компетенций рекомендуется осуществлять после того, как будут проанализированы все профессиональные стандарты и иные источники, определённые организацией как достаточные для определения профессиональных компетенций.
При формулировании профессиональных компетенций не рекомендуется производить прямой перенос элементов профессиональных стандартов (ОТФ, трудовых функций, трудовых действий) в качестве формулировок профессиональных компетенций, за исключением случаев, когда такой перенос позволяет впоследствии сформулировать индикаторы достижения, которые возможно сформировать доступными в образовательном процессе средствами, и избежать формулирования большого количества однотипных профессиональных компетенций.
Источник — http://profstandart.rosmintrud.ru/news/