Распоряжение Минтранса России от 28.06.2022 N АК-167-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации процесса транспортного планирования в сельской местности»
Во исполнение пункта 5 Дорожной карты мероприятий, направленных на реализацию механизмов поддержки автомобильных пассажирских перевозок в сельской местности, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым от 16 февраля 2022 г. N 1423п-П50:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации процесса транспортного планирования в сельской местности.
Первый заместитель Министра
А.А.КОСТЮК
Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 28 июня 2022 г. N АК-167-р
Методические рекомендации по организации процесса транспортного планирования в сельской местности
1. Настоящие Методические рекомендации по организации транспортного планирования в сельской местности, в том числе с учетом приоритета развития экологически устойчивого транспорта, (далее — Методические рекомендации) направлены на формирование эффективной системы планирования деятельности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в сельской местности.
2. К маршрутам регулярных перевозок, осуществляемых в сельской местности, относятся муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок автомобильным транспортом, если хотя бы один остановочный пункт, включенный в маршрут, находится на территории сельского населенного пункта, за исключением сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов.
3. Методические рекомендации предназначены для применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на организацию транспортного обслуживания населения в соответствии с статьей 11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Обеспечение транспортного обслуживания в сельской местности осуществляется в рамках следующих нормативных правовых актов и методических документов:
а) основные положения при организации перевозок:
— Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ);
б) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
— Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
в) регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся определения поставщиков:
— Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
г) организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом:
— Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
— Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 г. N НА-19-р;
д) разработка документов транспортного планирования:
— постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»;
— методические рекомендации по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, одобренные протоколом заседания рабочей группы проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 12 августа 2019 г. N ИА-63;
— методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных заместителем Министра транспорта Российской Федерации 30 июня 2020 г.;
е) проведение транспортных обследований:
— примерная программа регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N НА-197-р.
5. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) сельских поселений разрабатываются в соответствии с требованиями к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440, с учетом специфики сельской местности, а именно рекомендуется:
— в структуре ПКРТИ предусмотреть раздел, направленный на развитие транспортной инфраструктуры сельской местности и включающий план мероприятий по повышению качества транспортных услуг и обеспечению доступности сельских населенных пунктов;
— при сборе исходных данных использовать в том числе данные о матрице корреспонденции в сельской местности, а также данные об обследованиях поведенческих факторов, влияющих на мобильность сельского населения;
— при определении целевых показателей, формировании сценарных условий и разработке мероприятий в первую очередь разработать положения, направленные на обеспечение транспортной доступности сельских поселений, не имеющих транспортного сообщения.
6. Комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) сельских поселений и комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) сельских поселений разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, одобренными протоколом заседания рабочей группы проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 12 августа 2019 г. N ИА-63, с учетом адаптации указанных методических рекомендаций для сельских поселений, а именно при разработке мероприятий рекомендуется:
— обеспечить для каждого жителя сельского поселения возможность добираться до административного центра муниципального района на пассажирском транспорте общего пользования, используя при этом регулярные перевозки или перевозки по запросу;
— обеспечить как минимум 1 маршрут регулярных перевозок как минимум одним видом транспорта с минимальной регулярностью 1 раз в сутки, связывающий сельское поселение — административный центр муниципального района с административным центром субъекта Российской Федерации;
— предусмотреть отдельные мероприятия по обеспечению транспортной доступности отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов;
— обеспечить для каждого обучающегося в дошкольных и общеобразовательных учреждениях возможность добираться до указанных учреждений, преодолевая при этом пешком расстояние не более 3 км;
— определить целесообразность оптимизации существующей сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом с целью обеспечения транспортной доступности сельских населенных пунктов на основе анализа:
сведений о населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром муниципального района;
данных о наполняемости транспортных средств, уделяя особое внимание маршрутам с коэффициентом использования вместимости транспортного средства менее 0,5;
расписания маршрутов с учетом пассажиропотоков;
наличия и состояния остановочных пунктов;
— при оптимизации существующей или формировании новой сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом обеспечить минимальную частоту обслуживания муниципальными маршрутами населенных пунктов по следующей шкале:
постоянная численность населения не превышает 100 человек — не менее 1 пары рейсов в неделю;
постоянная численность населения составляет от 101 до 500 человек — не менее 2 пар рейсов в неделю;
постоянная численность населения составляет от 501 до 1000 человек — не менее 4 пар рейсов в неделю;
постоянная численность населения превышает 1001 человек — не менее 7 пар рейсов в неделю;
— обеспечить предельную наполняемость транспортных средств на муниципальных маршрутах не более 3 человек на 1 кв. м свободной площади салона;
— предусмотреть автостанцию в административном центре каждого муниципального района;
— утвердить стандарты качества транспортного обслуживания, включающие требования к обеспечению транспортной доступности сельских поселений;
— включить мероприятия по реализации пилотных проектов для тестирования инновационных решений по повышению транспортной доступности сельских населенных пунктов (например, перевозки по запросу, сервисы карпулинга и др.);
— предусмотреть возможность сочетания регулярных перевозок по муниципальным маршрутам с перевозками по запросу (или иными инновационными решениями);
— включить мероприятия по организации движения средств индивидуальной мобильности, включая мероприятия по организации обустроенных парковок для средств индивидуальной мобильности;
— использовать маркетинговые инструменты в целях повышения привлекательности пассажирского транспорта общего пользования в сельской местности;
— привлечь сельское население в оценку качества оказываемых услуг перевозчиками в сельской местности путем внедрения механизма своевременного оповещения на базе современного программного обеспечения и/или интеграции специализированного (мобильного) приложения в единую систему мониторинга и контроля;
— включить мероприятия по совершенствованию системы информационного обеспечения участников дорожного движения, включая мероприятия по информированию участников движения посредством распространения информации в группах местных жителей в популярных мессенджерах.
7. В документах транспортного планирования рекомендуется придерживаться следующих принципов устойчивого развития транспортной системы:
— минимизация ущерба, связанного с развитием транспортной инфраструктуры, на ландшафт и биоразнообразие;
— сокращение выбросов загрязняющих веществ от транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;
— сохранение существующих территорий с низким уровнем шума при планировании строительства новых объектов транспортной инфраструктуры;
— развитие использования альтернативных топлив и источников энергии;
— расширение транспортной связуемости сельских населенных пунктов путем упрощения перевозок, оптимизации маршрутных сетей, приоритезации транспорта общего пользования;
— развитие в сельской местности инфраструктуры средств индивидуальной мобильности;
— обеспечение доступности транспорта общего пользования для всех групп населения, включая маломобильных групп.
8. По всем проектам развития транспортной инфраструктуры, предусмотренным к реализации в рамках документов транспортного планирования, рекомендуется провести оценку их воздействия на окружающую среду.
9. Разработка документов транспортного планирования осуществляется в соответствии с положениями документов стратегического планирования <1>, в частности с подразделом по развитию транспортной инфраструктуры, а именно рекомендуется обеспечить соответствие:
———————————
<1> Статья 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
а) прогнозных данных о показателях развития транспортной инфраструктуры на долгосрочный период;
б) прогнозных данных о транспортном спросе на долгосрочный период;
в) планируемых мероприятиях в сфере развития транспортной инфраструктуры и организации транспортного обслуживания населения.
10. Цели, задачи, целевые показатели в документах транспортного планирования должны быть направлены на достижение целей и задач в части развития транспортной инфраструктуры и организации транспортного обслуживания населения, отраженных в документах стратегического планирования, а также соответствовать стратегической цели социально-экономического развития территории.
11. Мероприятия, предусмотренные в ПКРТИ, КСОТ и КСОДД, рекомендуется включить в состав муниципальных программ в сфере развития транспорта, а также, при необходимости, в документы стратегического и территориального развития. В планы мероприятий по реализации документов стратегического планирования рекомендуется включать капиталоемкие мероприятия, а также мероприятия, имеющие системное влияние на достижение стратегической цели.
12. При характеристике существующей дорожно-транспортной ситуации в рамках разработки документов транспортного планирования следует учесть положения имеющихся документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также результаты оценки градостроительной деятельности территории, включая деятельность в сфере транспорта и дорожную деятельность.
13. При разработке документов транспортного планирования прогнозирование и построение модели перспективной ситуации в сфере дорожного движения рекомендуется осуществлять с учетом градостроительного развития территории. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на рассматриваемой территории поселения включает, среди прочего, прогноз градостроительного развития территории.
14. В целях синхронизации документов транспортного и территориального планирования целесообразно предусмотреть механизмы взаимоувязки документов транспортного и территориального планирования в части процедуры корректировки документов территориального планирования (схем территориального планирования, генерального плана) муниципального образования с результатами транспортного планирования. Уполномоченным органам, осуществившим разработку документов транспортного планирования, рекомендуется в течение 3 месяцев с момента утверждения указанных документов уведомить уполномоченные в сфере разработки документов территориального планирования органы местного самоуправления, о необходимости учета результатов транспортного планирования.
15. В целях обеспечения эффективного контроля своевременного выполнения планов мероприятий, предусмотренных в документах транспортного планирования, рекомендуется проведение мониторинга, в том числе:
— осуществление контроля за полнотой представления ответственными исполнителями мероприятий информации о выполнении мероприятий, предусмотренных документами транспортного планирования;
— оценку влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целевых показателей развития транспортной системы муниципального образования;
— оценку соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации мероприятий документов транспортного планирования и ресурсов, необходимых для их реализации;
— оценку уровня социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности муниципальных образований, выявление возможных рисков реализации мероприятий документов транспортного планирования.
16. По результатам мониторинга при необходимости осуществляется актуализация документов транспортного планирования и математической модели транспортной системы.