Приказ Минтранса России от 28.09.2022 N 393
«Об установлении требований к должностным лицам службы капитана морского порта, в том числе к знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку назначения на должность»
Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2023 N 72288
В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 1, ст. 34) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Установить прилагаемые требования к должностным лицам службы капитана морского порта, в том числе к знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку назначения на должность.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Установлены
приказом Минтранса России
от 28 сентября 2022 г. N 393
Требования к должностным лицам службы капитана морского порта, в том числе к знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку назначения на должность
1. Должностное лицо службы капитана морского порта назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя администрации морских портов, в состав которой входит морской порт, по представлению капитана морского порта.
2. Должностное лицо службы капитана морского порта должно быть гражданином Российской Федерации и не должно иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства <1>.
———————————
<1> Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2021, N 18, ст. 3060).
3. Должностное лицо службы капитана морского порта должно:
осуществлять функции и оказывать услуги службы капитана морского порта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, дипломирования членов экипажей судов, выдачи удостоверений личности моряка, а также труда в морском судоходстве;
выполнять свои должностные обязанности, полномочия и права структурного подразделения службы капитана морского порта, сотрудником которого оно является.
4. Должностное лицо службы капитана морского порта не должно:
иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления;
иметь психических заболеваний, состоять на диспансерном наблюдении в связи с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или употреблением психотропных веществ;
быть ранее досрочно уволенным с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, утратой доверия, если после такого увольнения прошло менее чем 3 года.
5. Заместитель капитана морского порта, деятельность которого связана с обеспечением безопасности мореплавания <2> и осуществлением функций государственного портового контроля судов <3>, дополнительно должен иметь:
———————————
<2> Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2007, N 46, ст. 5557).
<3> Пункт 1 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2017, N 52, ст. 7923).
высшее образование в области судовождения;
стаж работы в службе капитана морского порта с исполнением функций по осуществлению государственного портового контроля и стаж плавания в должности капитана морского судна валовой вместимостью 3000 и более, при этом в сумме стаж работы и плавания должны быть не менее чем 24 месяца, стаж плавания не должен быть менее, чем 7 месяцев.
6. Должностное лицо службы капитана морского порта не вправе занимать должность заместителя капитана морского порта при наличии ограничений при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности <4>.
———————————
<4> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2019, N 31, ст. 4429).
7. Инспектор государственного портового контроля должен иметь образование не ниже среднего профессионального по программе подготовки специалистов среднего звена в области судовождения или эксплуатации главной двигательной установки, или эксплуатации судового электрооборудования и автоматики.
8. Инспектор государственного портового контроля для осуществления осмотров и контрольных осмотров судов в рамках государственного портового контроля судов дополнительно к требованиям, указанным в пункте 7, должен иметь:
дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области контроля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, с использованием компьютеризированного учета, в случае выполнения обязанностей по проверке судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области контроля иностранных судов с использованием английского языка, оформления результатов государственного портового контроля в международных информационных системах меморандумов о взаимопонимании о контроле судов государством порта, стороной которых является Российская Федерация (в случае выполнения обязанностей по проверке судов, плавающих под флагом иностранного государства).
9. Должностное лицо службы капитана морского порта, осуществляющее государственный портовый контроль, не реже одного раза в 3 года должно получать дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации.
10. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции специалиста, деятельность которого связана с осуществлением функций по предотвращению загрязнения акватории морского порта с судов отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения, должно иметь высшее образование в области экологии и природопользования, без требований к стажу работы или высшее образование, с опытом работы не менее 1 года в области организации и (или) ликвидации загрязнения акватории морского порта <5>.
———————————
<5> Пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 1, ст. 34).
11. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции по государственной регистрации судов и выдаче судовых документов, должно иметь образование не ниже среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена, без требований к стажу работы <6>.
———————————
<6> Статья 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2022, N 1, ст. 39).
12. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции по выдаче дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи членам экипажей судов, за исключением выполнения функции по проведению оценки таких документов, должно иметь образование не ниже среднего общего, без требований к стажу работы <7>.
13. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции по выдаче удостоверения личности моряка членам экипажей судов, должно иметь образование не ниже среднего общего, без требований к стажу работы <7>.
14. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, должно иметь образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности или высшее образование, без требований к стажу работы <7>.
15. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, не должно иметь ограничений при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности <7>.
16. Должностное лицо службы капитана морского порта, деятельность которого не связана с осуществлением функций государственного портового контроля судов, должно получать дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.
17. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции по оформлению приходов судов в морской порт и оформлению выходов судов из морского порта, контролю за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов, контролю за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта, подготовке распоряжений, касающихся удаления затонувшего в море имущества и проведения в порту строительных, гидротехнических и иных работ, обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятия мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта, а также включенное в состав комиссии капитана морского порта по проведению квалификационных испытаний лоцманов, капитанов судов на право осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки, должно знать <7>:
———————————
<7> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2019, N 31, ст. 4429).
географические, навигационные, метеорологические, гидрологические и климатические особенности акватории порта и подходов к нему;
расположение и характеристики фарватеров, рекомендованных путей, схем разделения движения судов, запретных для плавания и постановки на якорь районов, навигационных и других полигонов на акватории морского порта и на подходах к нему;
расположение навигационных опасностей, подводных кабелей, их ограждение с предостерегающими знаками, места установки и характеристики береговых и плавучих средств навигационного оборудования на акватории морского порта и на подходах к нему;
расположение и характеристики причалов, районов и мест якорной стоянки, районов рейдовой погрузки и бункеровки, мест приема и высадки лоцманов на внутреннем и внешнем рейдах морского порта;
основные технические и эксплуатационные характеристики технических средств, используемых в службе капитана морского порта, методы и правила их эксплуатации.
18. Должностное лицо службы капитана морского порта, выполняющее функции специалиста, деятельность которого связана с осуществлением оценки компетенции членов экипажей судов в составе морской квалификационной комиссии, должно иметь дополнительное профессиональное образование в области методов и практик оценки компетентности членов экипажа судна <8>.
———————————
<8> Пункт 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2017, N 52, ст. 7923).