Опросник Спилбергера–Ханина «Оценка эмоционального состояния» (уровень реактивной и личной тревожности) - SOWY.RU
Меню Закрыть

Опросник Спилбергера–Ханина «Оценка эмоционального состояния» (уровень реактивной и личной тревожности)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Опросник Спилбергера–Ханина
«Оценка эмоционального состояния»

(уровень реактивной и личной тревожности)

…Тест позволяет с помощью приведенных в нем утверждений, определить уровень своей тревожности, на момент выполнения теста, то есть реактивную тревожность, отражающую реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию. Кроме того, с помощью теста можно установить и уровень тревожности, отражающий привычное (долговременное) для вас состояние.

Выберите на каждое утверждение один из вариантов ответов:

«нет, это не так» – 1 балл;
«пожалуй так» – 2 балла;
«верно» – 3 балла;
«совершенно верно» – 4 балла.

Отвечая на первые 20 утверждений, необходимо выбрать вариант ответа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

Отвечая на утверждения с 21 по 40 надо выбрать вариант ответа, как вы себя чувствуете обычно.

1. Я спокоен.
2. Мне ничто не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности, напряженности.
16. Я доволен.
17. Я озабочен.
18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.
21. Я испытываю удовлетворение.
22. Я обычно быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
25. Нередко я проигрываю от того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций.
35. У меня бывает хандра.
36. Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Ключ к опроснику

С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень тревожности, отражающий привычное (долговременное) для вас состояние (ДТ).

Показатели реактивной (ситуативной) тревожности (РТ) и личной тревожности (ДТ) подсчитываются по следующим формулам:

РТ = Е1 – Е2 + 50,

где Е1 – сумма баллов по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Е2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ДТ = Е1 – Е2 +35,

где Е1 – сумма баллов по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Оцените свои результаты по следующей шкале: от 0 до 30 баллов – низкая тревожность; от 31 до 45 баллов – умеренная тревожность; выше 45 баллов – высокая тревожность.

Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31–45 баллов) требуют специального внимания.

Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за конечный результат.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности.

Источник — Володько В.Ф. Психология управления: учебно-методическое пособие: в 2 т. / В.Ф. Володько. – Минск: БНТУ, 2012. – Т. 1: Психология объекта и субъекта управления. – 428 с.

Опубликовано в Психодиагностика