Опросник Басса-Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
Психологический подход к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялся как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (Д. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 50-х гг. появился ряд публикаций по агрессии и агрессивности (Дж. Скотт, А. Бандура и Р. Вальтерс, А. Басе, А. Берковиц, К. Лоренц и др.), которые вызвали большой поток экспериментальных и теоретических работ по данной теме.
Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессия» позволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), наносящее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.).
Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-нибудь значимой цели; 2) способа психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессия является одним из частных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия. Существенно, что агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.
Наиболее распространенными методами изучения агрессии были и остаются различные опросники и тесты, широкое употребление которых связано с экспертными задачами.
В зарубежной практике широкое распространение получило использование проективных методик для оценки агрессии и агрессивности. Наиболее известным и популярным при исследовании агрессии является тест Розенцвейга. Другим, широко применяемым в последнее время тестом, стал опубликованный в 1962 г. «Тест руки», который, по мнению ряда авторов, дает очень хорошие результаты в работе с детьми и подростками. Чаще всего при исследовании агрессии используются опросники. В 50-е и 60-е гг. широкое применение при диагностике агрессивного поведения получил опросник MMPI. На основе вопросов этого теста было разработано много различных шкал для измерения агрессии. Более применяемыми являются шкала агрессивности (М. Закс и Р. Вальтере, 1959) и шкала агрессивности из «Списка личностных предпочтений» (А. Эдварто, 1954). Недостаток этих шкал – их краткость. В немецкоязычных странах используется также Фрайбургский опросник агрессивности (Х. Сельг).
Басе и Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
БЛАНК ОПРОСНИКА
Фамилия __________ Год рождения __________
Имя __________ Группа (класс) __________
ИНСТРУКЦИЯ: в колонке «ответы» поставьте «+», если Вы согласны с соответствующим утверждением хотя бы наполовину или «–», если не согласны (то есть это, в общем-то, к Вам не относится).
Утверждения | ответы | |
1. | Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому. | |
2. | Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю | |
3. | Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | |
4. | Если меня не попросят по-хорошему, то я не выполню просьбу | |
5. | Я не всегда получаю то, что мне положено | |
6. | Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | |
7. | Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать | |
8. | Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | |
9. | Мне кажется, что я не способен ударить человека | |
10. | Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | |
11. | Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | |
12. | Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | |
13. | Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | |
14. | Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | |
15. | Я часто бываю не согласен с людьми | |
16. | Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | |
17. | Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | |
18. | Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми | |
19. | Я гораздо более раздражен, чем кажется | |
20. | Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор | |
21. | Меня немного огорчает моя судьба | |
22. | Я думаю, что многие люди не любят меня | |
23. | Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | |
24. | Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | |
25. | Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку | |
26. | Я не способен на грубые шутки | |
27. | Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | |
28. | Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | |
29. | Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | |
30. | Довольно многие люди завидуют мне | |
31. | Я требую, чтобы люди уважали мои права | |
32. | Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей | |
33. | Люди, которые постоянно изводят вас, стоят, чтобы их щелкнули по носу | |
34. | От злости я иногда бываю мрачен | |
35. | Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь | |
36. | Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания | |
37. | Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть | |
38. | Иногда мне кажется, что надо мной смеются | |
39. | Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям | |
40. | Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | |
41. | . Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | |
42. | Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | |
43. | Иногда люди раздражают меня своим присутствием | |
44. | Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | |
45. | Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» | |
46. | Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю | |
47. | Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею | |
48. | Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | |
49. | С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева | |
50. | Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться | |
51. | Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым легко ладить | |
52. | Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | |
53. | Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | |
54. | Неудачи огорчают меня | |
55. | Я дерусь не реже и не чаще, чем другие | |
56. | Я не могу вспомнить случая, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее | |
57. | Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | |
58. | Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | |
59. | Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | |
60. | Я ругаюсь только со злости | |
61. | Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | |
62. | Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее | |
63. | Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком | |
64. | Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | |
65. | У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить | |
66. | Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | |
67. | Я часто думаю, что жил неправильно | |
68. | Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | |
69. | Я не огорчаюсь из-за мелочей | |
70. | Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | |
71. | Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | |
72. | В последнее время я стал занудой | |
73. | В споре я часто повышаю голос | |
74. | Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям | |
75. | Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
Обработка результатов
Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом: подсчитывается количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножается на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели:
(«1» + «2» + «3») = ИА – индекс агрессивности (как прямой, так мотивационной);
(«6» + «7») = ИВ – индекс враждебности.
Формы агрессии и соответствующие шкалы:
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
3. Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядоченностью.
4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости.
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Обида – чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.
8. Чувство вины или аутоагрессия – выражает возможное убеждение обследуемого в том, что тот является плохим человеком, поступает злобно. Также индекс выражает наличие у него угрызений совести.
Следует учесть, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от мотивационных искажений, в частности, по типу социальной желательности. Чистота (достоверность) результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.
Ключ:
«Да» – +
«Нет» – —
- Физическая агрессия (к=11):
1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
- Вербальная агрессия (к=8):
7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.
- Косвенная агрессия (к=13):
2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.
- Негативизм (к=20):
4+, 12+, 20+, 28+, 36-.
- Раздражение (к=9):
3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.
- Подозрительность (к=11):
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.
- Обида (к=13):
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
- Чувство вины (к=11):
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1