Опросник игровой компетентности (Кобзева Ю.А., Гордиенко-Митрофанова И.В., Зуев И.А., Саута С.Л.) - SOWY.RU
Меню Закрыть

Опросник игровой компетентности (Кобзева Ю.А., Гордиенко-Митрофанова И.В., Зуев И.А., Саута С.Л.)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений об особенностях поведения в различных жизненных ситуациях. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и укажите степень Вашего согласия или несогласия с ним. Используйте следующую шкалу:

1 — Полностью не согласен
2 — Не согласен
3 — Не могу определиться
4 — Согласен
5 — Полностью согласен

Если некоторые утверждения покажутся Вам не совсем понятными, отвечая на них, постарайтесь представить ситуацию, которая соответствует смыслу утверждения, и на основе этого выберите свой ответ. Старайтесь избегать средних ответов.⠀⠀⠀

Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Заполнение всего опросника должно занять у Вас около 30 мин. Отвечайте честно и искренне, не стараясь произвести хорошее впечатление своими ответами. Здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов. Ваши ответы должны соответствовать действительности, только в этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

  1. Чтобы лучше понять мотивы поведения другого человека, я стараюсь одновременно держать в фокусе внимания его речь, мимику, жесты, движения, позы и т. п.
  2. В кругу своих друзей и близких я легко и непринужденно развлекаю и веселю их, рассказываю смешные истории, шутки, анекдоты, каламбуры.
  3. Я живу только сегодняшним днем и ни о чем не волнуюсь, часто не задумываясь над своими действиями, словами, поступками и не придавая особого значения отношению ко мне окружающих.
  4. В поисках новых идей и вдохновения я часто обращаюсь к творчеству других людей в самых разных сферах, как к источнику для моих собственных идей.
  5. Чтобы завязать романтические отношения, я использую легкую игровую форму общения, предоставляя партнеру пространство для фантазий и свободного самовыражения.
  6. Чтобы поднять настроение в компании, я часто придумываю смешные безобидные прозвища для друзей, близких и просто знакомых.
  7. Мне нравится открывать для себя мир через эксцентричные формы искусства, например, через эпатажные спектакли, новаторские выставки, причудливые показы мод, фестивали кино и т.п.
  8. Я часто бываю безразличен к событиям, ситуациям и всякого рода испытаниям, происходящими как со мной, так и с людьми, меня окружающими.
  9. Мне часто удается навести на размышления других, прибегая к афоризмам, притчам, сказкам, басням, пословицам.
  10. В сложной ситуации я, как правило, быстро корректирую свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
  11. При принятии решений в неясных и непредсказуемых ситуациях я всегда опираюсь исключительно на здравый смысл и логику.
  12. Когда я обращаюсь к кому-либо с просьбой или прошу об одолжении, услуге, я стараюсь это делать так, чтобы мне не отказали.
  13. В розыгрышах и шутках я всегда проявляю изобретательность.
  14. Я не придаю большого значения тому, что в некоторых ситуациях люди не понимают смысла моих действий.
  15. Я до бесконечности могу «прокручивать» в своей голове все возможные и невозможные варианты давно прошедших или только предстоящих сложных ситуаций – как надо было бы поступить или как буду действовать.
  16. Когда я случайно совершаю какую-то глупость, я могу посмеяться над собой вместе с другими, например, рассказать что-нибудь смешное о своих слабостях или неудачах, но не в ущерб своей репутации и не умаляя своих достоинств.
  17. Я могу абстрагироваться от надежд и ожиданий и принять любой исход проблемной ситуации как потенциально эффективный.
  18. Даже самую рутинную работу я стараюсь делать интересной или, по крайней мере, увлекательной, наполняю ее новым смыслом и эмоциями.
  19. Чтобы расположить к себе людей, я искусно использую свои жесты, мимику, позы, взгляд, прикосновения, интонацию и т. п.
  20. Подшучивая над друзьями, я могу, например, убрать стул, когда кто-то хочет сесть, подложить кнопку на стул, позволить присесть на окрашенную лавочку, неожиданно стянуть плавки или верхнюю часть купальника на пляже и т.п.
  21. Когда мне выгодно, я позволяю себя дурачить.
  22. Я прогнозирую поведение другого человека, исходя как из его индивидуальных особенностей, так и из особенностей социальной группы, к которой он принадлежит.
  23. Чтобы развеселить других я часто увлекаюсь самокритикой и делаю себя объектом насмешек.
  24. Я скорее найду нечто забавное в несоответствии между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом, чем начну уличать их во лжи.
  25. Играя с детьми, я придумываю забавные игры, сочиняю сказочные истории, выдумываю и рисую причудливых животных.
  26. Чтобы добиться благосклонности и расположения другого человека я говорю ему именно то, что он хочет о себе услышать.
  27. Чтобы разрядить обстановку, например, на работе, я открыто нарушаю нормы поведения, но всегда в игровой форме.
  28. В любых ситуациях я стараюсь не привлекать к себе пристального внимания, чтобы только не быть «белой вороной».
  29. При межличностном общении я сопереживаю и тонко чувствую эмоциональное состояние другого человека.
  30. Я часто смеюсь над собой в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, финансовый кризис, потеря работы и т. п.), которые для других считаются серьезными или болезненными.
  31. Находясь в эпицентре сложной ситуации, я могу дистанцироваться от нее, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны и более трезво оценить ее.
  32. Я часто отрываюсь от реалий жизни (работы, учебы, семьи и т. д.) и даю полную свободу своим фантазиям, погружаясь в мир грез.
  33. Я спокойно воспринимаю превосходство другого человека надо мной в знаниях, моральных качествах, компетентности и т. п.
  34. Даже играя с детьми, я остаюсь серьезным и строгим, подавляя внезапные импульсы и желания.
  35. В некоторых ситуациях я легко притворяюсь глупым или странным, помня всегда о том, что «казаться глупым мудрому не страшно».
  36. Чтобы лучше понять себя, я прислушиваюсь к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, чувствам, намерениям, желаниям и т. п.
  37. Я свободно шучу в любой обстановке и на любые темы – религиозные, сексуальные, этнические, расовые и т. п.
  38. Я спокойно отношусь к тому, что другие поступают не так, как я считаю правильным.
  39. В сложной ситуации я рассматриваю даже самые абсурдные варианты ее разрешения, которые внезапно приходят мне в голову.
  40. Я могу «говорить наипротивнейшие вещи наиприятнейшим образом», не задевая самолюбия другого человека и не причиняя большого огорчения.
  41. Подшучивая над друзьями, я могу, например, неожиданно окатить ледяной водой в парилке или поставить рожки, скорчить зверскую физиономию или высунуть язык на фотографиях, нарисовать незаметно забавный рисунок на спине и т. п.
  42. Если человек «задел меня за живое», он становится «жертвой» моего остроумия и сарказма.
  43. Я часто анализирую и стараюсь правильно интерпретировать собственную безответственность, непоследовательность, легкомыслие и т. п., чтобы понять мотивы поведения другого человека в подобных ситуациях.
  44. В любой сложной ситуации, я стараюсь найти если не смешное, то, по крайней мере, какое-то нелепое недоразумение или забавное несоответствие.
  45. Я часто делаю над собой усилие, чтобы оправдать все надежды и ожидания других.
  46. Чтобы лучше понять другого человека, я представляю его в разное время и при разных обстоятельствах: как он ведет себя со своим начальником или подчиненными? Общается со своими родителями или детьми? В какой одежде он ходит дома? и т. п.
  47. Я предпочитаю решать вопросы быстро и напористо, «в лоб», а не ходить вокруг да около, каждый раз подбирая ключик к другому человеку.
  48. Я «прощупываю» других людей, прибегая к различным проделкам и шалостям, наблюдая за их реакцией, чтобы понять для себя, что можно и чего нельзя делать по отношению к ним без серьёзных последствий для себя.
  49. Я предпочитаю обличать социальное зло в иносказательной иронической форме, если об этом нельзя сказать открыто, но не молчать.
  50. Любую сложную жизненную ситуацию я воспринимаю как вызов, а не как угрозу.

Обработка результатов и интерпретация

Шкала оценивания

Полностью не согласен Не согласен Не могу определиться Согласен Полностью согласен
1 2 3 4 5

 

Бланк ответов

I II III IV V VI VII
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49
50

 

Ключ к методике

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
І – СЕНЗИТИВНОСТЬ 1, 22, 29, 36, 43 8, 15
ІІ – ЧУВСТВО ЮМОРА 2, 9, 16, 30, 44 23, 37
ІІІ – ЛЕГКОСТЬ 10,17, 24, 31, 38 3, 45
ІV – ВООБРАЖЕНИЕ 4, 18, 25, 39, 46 11, 32
V – ФЛИРТ 5, 12, 19, 33, 40 26, 47
VI – ШАЛОВЛИВОСТЬ 6, 13, 27, 41, 48 20, 34
VII – ФЬЮГ 7, 14 ,21, 35, 49 28, 42
Общий уровень Игривости ∑ всех прямых утверждений + всех обратных утверждений +утверждение N50

 

Нормативные значения

Шкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
І – СЕНЗИТИВНОСТЬ < 23 23-28 ˃ 28
ІІ – ЧУВСТВО ЮМОРА < 21 21-27 ˃ 27
ІІІ – ЛЕГКОСТЬ < 22 22-28 ˃ 28
ІV – ВООБРАЖЕНИЕ < 19 19-25 ˃ 25
V – ФЛИРТ < 22 22-27 ˃ 27
VI – ШАЛОВЛИВОСТЬ < 19 19-26 ˃ 26
VII – ФЬЮГ < 20 20-26 ˃ 26
Общий уровень Игривости <160 160-180 ˃ 180

 

Интерпретация шкал:

«СЕНЗИТИВНОСТЬ» – способность к восприятию, идентификации, пониманию, управлению внешними (по возможности) и внутренними условиями ситуации (чувствами, мыслями, действиями субъектов взаимодействия (Другого) и своих собственных) с целью нахождения и принятия эффективных решений.
«ВООБРАЖЕНИЕ» – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности нашего мозга (Лев Выготский). Всякая данная ситуация – это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности (Сергей Рубинштейн).
«ЧУВСТВО ЮМОРА» – способность понимать юмор и использовать здоровый юмор (аффилиативный и самоутверждающий) для получения эмоционального удовольствия и снятия напряжения; приятной социальной коммуникации и влияния; философский юмор для самоактуализации; самоутверждающий, философский юмор и юмор висельника для совладания с неприятностями; способность адекватного реагировать на нездоровый юмор с учетом социально приемлемых норм.
«ЛЕГКОСТЬ» – способность дистанцироваться от ситуации в состоянии внутренней свободы и принять любой ее исход как потенциально эффективный, абстрагируясь от надежд и ожиданий, и при этом быстро корректировать свое поведение соответственно меняющимся обстоятельствам.
«ФЛИРТ» – способность привлечь внимание и расположить к себе представителя своего или противоположного пола через вербальную и невербальную коммуникацию с целью установления и поддержания взаимовыгодных отношений, основанных на чувстве эмоциональной близости.
«ШАЛОВЛИВОСТЬ» – способность целенаправленно создавать ситуацию «испытания себя» при взаимодействии с субъектом/ объектом шалости с целью пиковых переживаний положительных эмоций, в частности, при проработке темы запретов.
«ФЬЮГ» – способность к «намеренному старанию казаться глупым или безумным», рефлексируемое самим игроком и наблюдаемое другими субъектами взаимодействия, с целью усиления чувства идентичности.


Источник: Ю. А. Кобзева, И. В. Гордиенко-Митрофанова, И. А. Зуев, С. Л. Саута // Психологічний часопис. — 2019. — Т. 5, № 12. — С. 280-301

Опубликовано в Тесты