Методика определения психологической характеристики темперамента - SOWY.RU
Меню Закрыть

Методика определения психологической характеристики темперамента

Нужно ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент.

Содержание вопроса

1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить?
10. У Вас очень быстрый почерк?
11. Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?
12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?
13. У Вас много очень хороших друзей?
14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли Вас терзает чувство вины?
16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе Вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их?
18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе?
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?
22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете?
23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Бывают ли у Вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо?
27. Часто ли Вам снятся кошмары?
28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учеб¬ный материал?
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколь¬ко часов быть без дела?
30. Бывало ли, что разозлившись, Вы выходили из себя?
31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?
33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?
37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
40. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?


КЛЮЧ к методике «Психологическая характеристика темперамента».

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию – интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл
1. Экстраверсия 1, 7, 23, 19, 25, 31, 37, 4, 43 3 2 2 1
2. Ригидность 8, 26, 32, 2, 14, 20, 38, 44 3 2 37 19,46 2

1

3. Эмоциональная возбудимость 15, 21, 33 39, 45 3, 9, 27 3 2 1    
4. Темп реакций 4, 16, 28, 10, 22, 34, 40, 46, 17, 29, 37 3

2 1

   
5. Активность 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 10 3 1 38 1
6. Искренность 30, 36, 42, 48, 6, 12 18, 25, 24 3 2 1 23 1

Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая – 13–20 баллов, средняя – 8–12 баллов, низкая – 0–7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и зафиксируйте письменно, например:
«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 баллов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (9 баллов)».

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия Ригидность Эмоц. возбудимость Темп реакций Активность
22–26 16–23 18–20 20–22 24–26
очень очень очень очень очень
высокая высокая высокая быстрый высокая
17–21 12–15 14–17 14–19 21–23
высокая высокая высокая быстрый высокая
12–16 7–11 8–12 9–18 14–20
средняя средняя средняя средний средняя
7–11 3–6 4–7 5–8 9–13
высокая высокая высокая медленный низкая
0–6 0–2 0–3 0–4 0–8
очень 
высокая 
интроверсия
очень
высокая
пластичность
очень
высокая
эмоц.
уравновешенность
 

очень
медленный
 

 

 

очень
низкая
 

 

Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА». ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи