Меню Закрыть

Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

Содержание скрыть

Распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 255-р От утверждении Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

1. Утвердить прилагаемую Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.

2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Председатель Правительства
Российской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 255-р

Концепция
подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

I. Введение

1. Текущее состояние и потенциал развития транспортного образования в Российской Федерации

Процесс подготовки кадров для транспортной отрасли (далее — транспортное образование) является основой кадрового и инновационного развития транспортной системы Российской Федерации — одной из базовых отраслей экономики государства, формирующей более 6 процентов национального внутреннего валового продукта. Особенностями транспортного образования являются экстерриториальность подготовки кадров, отсутствие у выпускников ориентированности на региональный рынок труда, глубокая интеграция в систему международных стандартов, прямая связь с работодателями, а также системообразующий характер вовлеченных в подготовку кадров для транспорта образовательных организаций за счет их ключевой роли в обеспечении бесперебойной работы и безопасности транспортной инфраструктуры государства. Уникальной особенностью транспортного образования является неразрывная связь качества подготовки специалистов для транспортной отрасли России с выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам, международных стандартов и требований международных организаций, международных конвенций. Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство деятельностью Представительства Российской Федерации при Международной морской организации (согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками) и Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (согласно приложению 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год) «Выдача свидетельств авиационному персоналу»).

Ключевыми элементами сферы транспортного образования являются подготовка авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, подготовка работников железнодорожного транспорта, в том числе непосредственно связанных с движением поездов, маневровой работой и обеспечением транспортной безопасности, проектированием и обслуживанием транспортной инфраструктуры, а также проектированием, строительством, содержанием в надлежащем состоянии и развитием сети автомобильных дорог, увеличением их пропускной способности, обеспечением безопасного движения по ним, повышением качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, развитием объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Подготовка специалистов для транспортного комплекса ведется в рамках 17 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования.

Система транспортного образования, подведомственная Минтрансу России и находящимся в его ведении федеральным агентствам, включает 17 образовательных организаций высшего образования, в том числе 3 — гражданской авиации, 5 — водного транспорта, 8 — железнодорожного транспорта, а также общетранспортный университет — Российский университет транспорта (далее — транспортные образовательные организации). Кроме этого, система транспортного образования включает 91 филиал образовательных организаций высшего образования, реализующих в том числе программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. Общий контингент обучающихся в транспортных университетах превышает 270000 человек. Также подготовку специалистов для транспортной отрасли осуществляет ряд образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования иной ведомственной принадлежности, частных образовательных организаций и учебных центров.

2. Современные тенденции и перспективы развития транспортного образования в мире

Ключевые вызовы, стоящие перед современным образованием в сфере транспорта, определяются технологической трансформацией транспортной отрасли и мировой экономики в целом, цифровизацией, критическими изменениями в научно-технологической сфере, структуре рынка труда, основанными на IT-решениях кардинальными сдвигами в подходах к организации образовательного процесса и новых образовательных технологиях. Эффективный ответ на эти вызовы требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров для транспорта, переформатирования образовательной и научно-исследовательской деятельности, работы по привлечению и удержанию талантов, внедрения новых моделей управления.

Ключевыми трендами, определяющими развитие транспортного образования в мире, являются:

  • внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ под «профессии будущего»;
  • развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий «цифрового следа»;
  • массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели «смешанного обучения»;
  • расширяющееся использование виртуальных тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности;
  • акцент на интерактивные методы обучения и проектную работу в междисциплинарных командах;
  • активное формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики);
  • развитие сетевых форматов обучения с использованием потенциала нескольких образовательных организаций и компаний;
  • управление жизненным циклом образовательной программы в глубокой интеграции с заказчиками — бизнес-партнерами из реального сектора экономики;
  • внедрение модели «цифрового университета», обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с помощью платформенных решений.

II. Ключевые цели и задачи развития транспортного образования

Настоящая Концепция исходит из необходимости системной модернизации транспортного образования, его соответствия глобальным вызовам с одной стороны и необходимости сохранения накопленного потенциала, укрепления лидерских позиций на традиционных для транспортных образовательных организаций рынках с другой.

Цифровая трансформация транспортной отрасли, выполнение государственных задач по развитию транспортной системы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», крупнейших инфраструктурных проектов национального значения, возможно только при наличии специалистов, способных мыслить «из будущего» и обладающих необходимыми компетенциями.

Это определяет две основные стратегические задачи транспортного образования на период до 2035 года:

  • обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для ее бесперебойной работы и развития;
  • формирование среды притяжения и развития лидеров изменений отрасли.

Транспортные образовательные организации будут обеспечивать квалифицированными кадрами не только основные системообразующие функциональные подразделения транспортных компаний, но также исследовательские и инновационные структуры, отвечающие за научно-технологическое развитие транспортного комплекса страны. Также будет вестись подготовка кадров для сферы транспортной логистики, экономики, управления, права и других направлений профессиональной транспортной деятельности.

В результате реализации настоящей Концепции транспортные образовательные организации, а также профессиональные образовательные организации и организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров для транспортной отрасли, должны стать не только устойчивой и современной площадкой кадрового и научно-технологического обеспечения транспортной отрасли, но и генераторами новых идей и технологий, международными центрами компетенций в области транспорта.

Приоритетными задачами в сфере транспортного образования являются:

  • модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, реализация новых образовательных программ под «профессии будущего»;
  • модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества;
  • транспортное планирование;
  • цифровизация образования и ключевых бизнес-процессов транспортных университетов;
  • развитие международного сотрудничества, в том числе формирование эффективных каналов двусторонней международной мобильности, включение в глобальную научную и образовательную повестку, продвижение образовательных продуктов за рубежом;
  • вхождение ряда транспортных вузов в международные предметные (отраслевые) рейтинги;
  • формирование эффективных моделей привлечения талантов и управления ими;
  • совершенствование организационной структуры транспортных университетов и системы управления ими через внедрение технологий стратегического менеджмента, формирование современной корпоративной культуры;
  • инфраструктурное развитие, укрепление материальной базы транспортных образовательных организаций высшего образования, направленное на создание современных кампусов, оптимизацию и развитие имущественного комплекса;
  • обеспечение выполнения Российской Федерацией международных обязательств в области конвенционной подготовки;
  • активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы, предусматривающая усиление интеграции образовательного и воспитательного процессов.

III. Инструменты развития транспортного образования

1. Создание конкурентоспособного образовательного продукта

Планирование развития образовательных услуг

Образовательные продукты, создаваемые транспортными образовательными организациями, должны охватывать всю линейку непрерывного профессионального образования, включая профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научных кадров высшей квалификации) и форм (очное, заочное, очно-заочное), дополнительное профессиональное образование. При этом необходимо провести системное обновление моделей и методик организации образовательного процесса в целях формирования нового качества подготовки персонала транспортной отрасли, обеспечивающего его соответствие новому технологическому укладу, за счет внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, интерактивных и цифровых технологий, развития сетевого взаимодействия, тесного сотрудничества между транспортными и иными организациями образования, интернационализации образовательной деятельности, формирования современной среды сопровождения обучения и карьеры.

Развитие образовательных программ транспортного профиля связано прежде всего с повышением практичности обучения и сближением образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми инструментами здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, разработка образовательных модулей и образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, соотнесение образовательных программ магистратуры с выполнением реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. В транспортных образовательных организациях будут созданы условия, позволяющие обучающемуся в команде с другими студентами выполнять задачи от постановки проблемы до использования конкретного результата в условиях, максимально приближенных к реальным. Такая работа будет организована с максимальным привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний.

Повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования за счет открытия новых востребованных направлений по следующим структурным элементам транспортной системы:

  • автомобильный транспорт;
  • воздушный транспорт;
  • железнодорожный транспорт;
  • морской и внутренний водный транспорт;
  • городской транспорт;
  • транспортное строительство.

Важное место в образовательной и научной повестке транспортных образовательных организаций займут следующие вопросы:

  • комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктур;
  • прогнозирование достигаемых в транспортной деятельности эффектов;
  • стратегический менеджмент и управление изменениями;
  • экономика, финансы и финансовый анализ;
  • сопровождение транспортных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;
  • место транспорта в цифровой экономике — применение технологий искусственного интеллекта, распределенных вычислений, Big Data, информационных моделей строительства, интеллектуальных систем управления;
  • высокоскоростной наземный транспорт;
  • транспортная безопасность;
  • экологические аспекты транспортной отрасли и снижение воздействия транспорта на окружающую среду;
  • транспортное право;
  • мониторинг и решение вопросов транспортной доступности;
  • интермодальные перевозки и приграничное сообщение;
  • проектирование и строительство транспортной инфраструктуры (включая обустройство государственной границы Российской Федерации и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны);
  • управление человеческими ресурсами на транспорте;
  • региональные и городские транспортные системы, транспортное обеспечение мегаполисов.

При этом транспортные образовательные организации сформируют портфель образовательных программ нового уровня, ориентируясь на динамично меняющиеся запросы отрасли и форсайт-прогнозы. Будут запущены гибкие проектно-ориентированные образовательные программы, позволяющие освоить набор необходимых для работы в транспортном комплексе в условиях технологической трансформации профессиональных и метапредметных компетенций.

Содержательное наполнение образовательных программ будет опираться на результаты проводимых образовательными организациями прикладных и фундаментальных научных исследований. Будет развиваться деятельность в сфере поддержки инновационного предпринимательства студентов, педагогических работников, сотрудников, в том числе реализация соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

Новые образовательные программы будут проектироваться «от образовательного результата» совместно с компаниями — лидерами изменений отрасли, в том числе с использованием в качестве лучших практик опыта проведения совместных мероприятий обучающихся и работников отрасли. Образовательная траектория обучающегося будет формироваться с учетом его индивидуальных особенностей на базе цифровых платформенных решений, позволяющих гибко планировать образовательный маршрут с использованием технологий «цифрового следа».

Важными факторами развития станут разработка транспортными образовательными организациями онлайн-курсов нового поколения, интегрирующих виртуальные тренажеры, и решения, основанные на технологиях больших данных и искусственного интеллекта. За счет масштабного внедрения современных онлайн-курсов, замещения ими значительной части лекционного материала увеличится доля интерактивных и проектных модулей, что позволит более эффективно влиять на мотивацию обучающихся.

Развитие новых образовательных продуктов в сфере транспорта будет осуществляться по следующим направлениям:

  • внедрение новых образовательных программ среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки научных кадров высшей квалификации для решения системных транспортных задач;
  • внедрение процедуры оценки качества практической подготовки обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в виде демонстрационного экзамена в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации;
  • профилирование образовательных программ магистратуры и подготовки научных кадров высшей квалификации на междисциплинарный характер подходов к решению перспективных научно-технологических задач транспортной отрасли;
  • подготовка по перспективным направлениям развития техники и технологий, межтранспортным и общетранспортным направлениям, создание образовательных программ подготовки среднего профессионального и высшего образования в сфере дорожного строительства и по новым видам транспортной деятельности;
  • внедрение образовательных программ на иностранных языках;
  • разработка новых дополнительных профессиональных программ всех категорий работников транспортных компаний, профильных органов государственной власти и муниципального самоуправления;
  • расширение академической студенческой мобильности как внутри страны, так и за рубежом;
  • формирование и поддержка транспортными образовательными организациями индивидуальных программ развития заинтересованных работников транспортной отрасли;
  • расширение партнерских связей в рамках диверсификации направлений целевой подготовки студентов для транспортных компаний;
  • активное внедрение цифровых технологий на всех этапах обучения;
  • разработка новых форм независимой оценки результатов образования и аккредитации образовательных программ, участие экспертов транспортных образовательных организаций в процедурах государственной аккредитации образовательных программ.

Важным ресурсом развития транспортных образовательных организаций будут являться их тесное партнерство и сетевое взаимодействие. Формирование банка лучших практик и учебно-методических материалов, создание отраслевого методического центра развития дистанционных форм обучения, выполнение совместных прикладных научно-исследовательских работ, проведение общетранспортных конкурсов позволят обеспечить интеллектуальное лидерство транспортных образовательных организаций в сфере образования и в прикладных научных исследованиях.

Будет развиваться широкое взаимовыгодное партнерство транспортных образовательных организаций с ведущими российскими образовательными и научными организациями, профессиональными образовательными организациями и организациями дополнительного профессионального образования иной ведомственной подчиненности, зарубежными научно-образовательными центрами, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями всех отраслей экономики.

Инфраструктура и тренажерное оборудование

Важным условием эффективного развития транспортного образования является модернизация учебной, тренажерной и лабораторной базы транспортных образовательных организаций и их филиалов. Обязательными элементами современной инфраструктуры транспортной образовательной организации должны стать оснащенные актуальным оборудованием лаборатории для научных исследований и разработок, технопарки и мастерские для реализации научно-технического творчества обучающихся, трансформируемые для учебы, общения, командной и проектной работы аудитории, коворкинги и передвижные компьютерные классы, комфортные библиотеки как пространства для социально-культурного развития и центры общего пользования.

Значительную роль будет играть обновление тренажерной базы транспортных образовательных организаций, включающее киберфизические симуляторы современных типов автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта, с использованием в том числе технологий виртуальной и дополненной реальности. Настоящая Концепция также предусматривает обеспечение государственной поддержки строительства, содержания и эксплуатации необходимых для развития практических навыков обучающихся учебных судов и водных станций с бассейнами.

Инфраструктурное развитие предусматривает меры по обновлению учебной, лабораторной и исследовательской базы транспортных образовательных организаций, в том числе за счет средств, привлеченных от их ключевых партнеров, а также открытие на существующих площадях набора корпоративных классов — аудиторий и коворкинговых зон, брендированных и оборудованных партнерами транспортных образовательных организаций.

Для повышения качества образовательной среды необходимо формирование на базе транспортных образовательных организаций «умных» кампусов, которые обеспечат максимально комфортные условия для организации проживания обучающихся и ведения учебного процесса.

Важным элементом настоящей Концепции являются модернизация условий и увеличение жилого фонда для проживания в общежитиях иногородних и иностранных студентов, количество которых будет динамично расти в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части увеличения не менее чем в 2 раза количества иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования.

Кадры и их квалификация

Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров являются фундаментом развития транспортного образования. Настоящая Концепция предполагает формирование максимально комфортных для работников транспортных образовательных организаций инфраструктурных и организационных условий, внедрение прозрачной системы показателей эффективности и материального стимулирования за достижение результата, меры по дебюрократизации внутренних процедур, использование реальных конкурсных инструментов в части кадровой политики. Будут разработаны и внедрены система развития карьеры для молодых работников транспортных образовательных организаций, система конкурсов среди педагогических работников и проектных команд для выявления, поощрения и продвижения талантов, корпоративные программы развития человеческого капитала, включающие систему обучения по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировок, для кадрового резерва, будут совершенствоваться обеспечение социальных гарантий и защищенности коллективов образовательных организаций, системы материального и морального стимулирования.

Развитие цифровых технологий

Настоящая Концепция предполагает в перспективе до 2035 года системную перестройку на основе цифровых решений всех бизнес-процессов транспортных образовательных организаций. Транспортные образовательные организации будут активно внедрять модель «цифрового университета» («цифрового колледжа») — образовательной организации, управление которой строится на основе больших данных и координируется с помощью платформенных технологий. Цифровые решения позволят обеспечить принципиально новую организацию учебного процесса и работы административно-хозяйственных структур, помогут оптимизировать научно-исследовательскую деятельность, вспомогательные процессы, автоматизировать значительную часть рутинных процессов и дадут возможность принимать предиктивные управленческие решения.

Цифровизация транспортных образовательных организаций будет осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование единой модели управления данными;
  • формирование единой цифровой среды, консолидирующей образовательный и исследовательский контенты, цифровые сервисы, внутренние и внешние взаимодействия, для всех групп пользователей;
  • обеспечение возможности построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, в том числе адаптации процесса освоения образовательного контента с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • массовое внедрение в образовательные программы модулей, направленных на развитие компетенций цифровой экономики;
  • массовое производство собственных и использование качественных сторонних онлайн-курсов;
  • целенаправленное повышение цифровых компетенций всех категорий работников транспортных образовательных организаций, в первую очередь педагогического и профессорско-преподавательского состава.

Предполагается создание единого информационного портала транспортного образования с размещением на нем доступных всем работникам транспортной отрасли образовательных модулей и образовательных программ дистанционного обучения.

2. Стимулирование спроса на образовательный продукт

Поддержка устойчивого спроса у российских абитуриентов

Важной особенностью транспортного образования является прямая связь транспортных образовательных организаций с работодателями, что значительно облегчает процесс привлечения высокомотивированных абитуриентов. Вместе с тем современные реалии требуют глубокой модернизации стратегии повышения узнаваемости транспортных образовательных организаций среди российских абитуриентов, формирования действенных механизмов отбора талантов, внедрения цифровых инструментов продвижения образовательных продуктов. Отдельной задачей является повышение качества целевого обучения, которое составляет значительную часть в общем количестве абитуриентов, поступающих в транспортные образовательные организации.

Настоящая Концепция предполагает проведение мероприятий, направленных на повышение спроса на образовательные программы в сфере транспортного образования среди российских абитуриентов, по следующим направлениям:

  • формирование специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», на базе ряда образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
  • развитие практики инженерных классов и университетских суббот для абитуриентов, проведение ежегодного конкурса детских и молодежных работ «Транспорт будущего»;
  • внедрение цифровых инструментов сбора и анализа данных, полученных от абитуриентов с помощью обратной связи;
  • формирование на базе транспортных образовательных организаций детских технопарков транспортной направленности;
  • формирование современной маркетинговой и брендинговой политики, в том числе с использованием «новых медиа» — социальных сетей, популярных мессенджеров, каналов и официальных веб-сайтов транспортных университетов;
  • проведение профориентации совместно с партнерами транспортных образовательных организаций.
Повышение спроса у иностранных абитуриентов

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из целей ставит увеличение не менее чем в 2 раза количества иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. В рамках выполнения этой задачи настоящая Концепция предполагает ряд мер по повышению привлекательности и конкурентоспособности российского транспортного образования на международном рынке образовательных услуг, наращиванию доходов от экспорта образования и содействию в реализации внешнего вектора транспортной политики Российской Федерации. В ходе выполнения мероприятий настоящей Концепции транспортные образовательные организации будут активно вовлекаться в международные профильные образовательные инициативы, исследования, экспертизы глобальных проектов развития транспортной и смежных отраслей, что повысит их конкурентоспособность и узнаваемость на мировом рынке образования.

Настоящая Концепция предполагает реализацию мероприятий по привлечению иностранных абитуриентов в рамках следующих направлений:

  • разработка и реализация образовательных программ на английском и других иностранных языках;
  • производство и продвижение онлайн-курсов транспортной направленности для иностранных слушателей;
  • реализация дополнительных образовательных программ в формате летних программ обучения и организация летних школ для иностранцев;
  • создание единого бренда транспортного образования и единых маркетинговых подходов к его продвижению за рубежом через российские загранпредставительства, иностранные и отечественные медиа и социальные сети, а также путем участия транспортных образовательных организаций в крупных выставках и мероприятиях;
  • формирование благоприятной среды для иностранных студентов в российских транспортных образовательных организациях, включая многоязычную навигацию;
  • совершенствование нормативной базы транспортных образовательных организаций, регулирующей прием и обучение иностранцев, пребывание в них зарубежных педагогических работников, признание документов о зарубежном образовании;
  • модернизация и увеличение количества мест проживания в общежитиях для иностранных граждан.

3. Развитие исследовательской и инновационной деятельности

Основной задачей развития научной деятельности в транспортных образовательных организациях является формирование компетенций по проведению научных исследований национального и мирового уровня по широкому кругу транспортных проблем, в том числе за счет широкого участия в международных профильных исследованиях, создания «точек роста» для российской транспортной системы путем генерации и трансфера знаний, экспертного сопровождения программ развития транспортной отрасли.

При этом исследовательская деятельность должна быть направлена с одной стороны на решение текущих задач транспортной отрасли и выполнение прикладных разработок, с другой — на развитие фундаментальных научных исследований. Результаты этой деятельности должны быть ориентированы на научное и экспертное сопровождение государственных программ развития национального и глобального транспортного комплекса, а также предпринимательских проектов, на реализацию полного цикла создания новых продуктов и услуг и совершенствование нормативно-правовой базы транспортной отрасли. Основой этого должна стать интеграция научной деятельности транспортных образовательных организаций с деятельностью Российской академии наук.

Развитие научной деятельности должно обеспечиваться путем вовлечения молодых исследователей. Достижение лидирующих позиций будет осуществляться за счет привлечения ведущих исследователей и профессиональных разработчиков, создания условий для их активного становления и научного роста. Важным фактором притяжения квалифицированных и талантливых перспективных научных кадров станет современная инфраструктура исследований и разработок. Подготовка новых исследователей будет вестись по образовательным программам аспирантуры.

Транспортные образовательные организации будут активно развивать сетевые форматы взаимодействия с ведущими образовательными и научными организациями, в том числе с целью получения доступа к необходимому современному исследовательскому оборудованию.

В настоящее время транспортная деятельность носит глобальный характер. Международное сотрудничество в решении транспортных проблем позволит транспортным образовательным организациям войти в глобальные, в том числе отраслевые, рейтинги и осуществить выход на зарубежный рынок транспортных проектов.

Транспортные образовательные организации будут заниматься коммерциализацией научно-практических разработок и интеллектуальной собственности, поощрять организацию междисциплинарного и сетевого взаимодействия, а также работу студентов и педагогических работников в формате проектных и исследовательских команд с участием ведущих российских и зарубежных ученых, квалифицированных специалистов ведущих предприятий-партнеров.

Транспортные университеты будут вносить вклад в нормативную и исследовательскую деятельность специализированных международных организаций и объединений (Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Организация сотрудничества железных дорог, Международный союз железных дорог, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций и пр.), обеспечивать аналитическое сопровождение российского участия в указанных организациях.

Транспортные образовательные организации перейдут от выполнения отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к комплексному технологическому и экономическому аудиту текущего состояния организаций транспортной отрасли и их готовности к будущим вызовам рынка, будут последовательно выстраивать их взаимодействие с российскими и международными институтами развития.

Помимо участия в выработке стратегий развития и исследовательской деятельности транспортные образовательные организации предложат работодателям инфраструктуру для организации тематических исследовательских центров и апробации инновационных решений. На базе транспортных образовательных организаций будут активно действовать бизнес-инкубаторы и акселерационные программы, поддерживающие предпринимательскую деятельность студентов.

IV. Продуктивное взаимодействие с работодателями и государством

Успешность и самореализация выпускников, а также их востребованность у работодателей станут ключевыми показателями оценки результативности образовательной деятельности транспортных образовательных организаций.

Транспортные образовательные организации будут развивать взаимодействие с предприятиями транспортного комплекса в целях вовлечения студентов, педагогических работников и исследователей в решение актуальных проблем отрасли и ведущих организаций.

Транспортные образовательные организации станут открытой экспертной площадкой для обсуждения и решения сложных отраслевых проблем с вовлечением в дискуссии представителей федеральных и региональных органов государственной власти, работодателей и предпринимателей, российских и зарубежных экспертов, студентов и педагогических работников, общественных организаций, молодежи, других заинтересованных сторон. Транспортные образовательные организации станут основной площадкой для дискуссий о будущем транспортной отрасли и будут принимать активное участие в значимых общественно-государственных инициативах и проектах.

V. Нормативно-правовое регулирование развития транспортного образования

Функционирование образовательных организаций, ведущих подготовку кадров для транспортной отрасли, осуществляется на основании статьи 85 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которой предусмотрены специфика реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей морских судов в соответствии с международными требованиями, а также особенности реализации образовательных программ в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. Кроме этого, нормативными основаниями, фиксирующими специфику транспортного образования, являются Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками и Конвенция о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год).

Вместе с тем особенности подготовки кадров для транспортной отрасли и необходимость соблюдения всех международных требований при организации учебного процесса определяют важность дальнейшего совершенствования существующей системы нормативно-правового регулирования.

Перспективной мерой по развитию транспортного образования должно стать нормативное оформление особой категории образовательных организаций, которые имеют критическое значение для базовых отраслей экономики. Существующая нормативная база в сфере образования не учитывает специфику образовательных организаций, которые являются системообразующими для базовых отраслей экономики и экстерриториальными по принципу функционирования, в частности, отвечают за подготовку кадров для обеспечения работы и безопасности транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Отдельной задачей является формирование области образования «Транспорт», соответствующего координационного совета и федеральных учебно-методических объединений, что позволит обеспечить согласованность и унификацию образовательных программ, их соответствие требованиям профессиональных стандартов и организаций-работодателей, учесть специфику функционирования системообразующих для транспортной отрасли образовательных организаций, а также повысить эффективность мониторинга трудоустройства выпускников по основным видам экономической деятельности.

VI. Механизмы реализации настоящей Концепции

Для реализации настоящей Концепции будут использоваться программно-целевой и проектный подходы.

Комплексы мероприятий, направленных на достижение целей и задач настоящей Концепции, будут предусмотрены в «дорожных картах» координации транспортного образования, проектах и программах развития транспортных образовательных организаций.

Ответственным исполнителем настоящей Концепции является Министерство транспорта Российской Федерации, соисполнителями — подведомственные ему федеральные агентства. Координацию деятельности транспортных образовательных организаций в части реализации настоящей Концепции осуществляет Российский университет транспорта.

С целью повышения прозрачности содержательной и финансово-хозяйственной деятельности транспортных образовательных организаций, вовлечения ключевых компаний в управление ими будут внедрены практики широкого привлечения представителей ключевых работодателей в коллегиальные органы управления образовательными организациями и публикации ежегодных отчетов каждой транспортной образовательной организации о результатах ее деятельности как отдельно, так и в сравнении со среднестатистическими и наивысшими показателями системы образования.

Структура и филиальная сеть транспортных образовательных организаций будут приведены в соответствие с ключевыми нормативными актами, определяющими приоритеты развития транспортной отрасли и транспортных организаций.

Транспортными образовательными организациями будет обеспечено поэтапное достижение утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации пороговых значений критериев эффективности деятельности образовательных организаций. Независимая оценка качества реализации образовательных программ будет обеспечена за счет развития деятельности Союза экспертов в области транспортного образования «Трансэкспертиза».

Для мониторинга хода и результатов реализации настоящей Концепции, а также системного продвижения транспортного образования будет создан специализированный интернет-портал.

Опубликовано в Законы