Меню Закрыть

Исследование аналитичности мышления

Цель исследования: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченного времени.

Материал и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер.

Процедура исследования

Это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения.

До начала исследования бланки должны быть положены перед участниками тестирования на хорошо освещенный стол лицевой стороной вниз, чтобы до подачи инструкции они их не разглядывали и не изучали.

Бланк с напечатанной на нем таблицей рядов чисел выглядит следующим образом:

№ /п Числовые ряды
1. 2 4 6 8 10 12 14……
2. 6 9 12 15 18 21 24……
3. 3 6 12 24 48 96 192……
4. 4 5 8 9 12 13 16……
5. 22 19 17 14 12 9 7……
6. 39 38 36 33 29 24 18……
7. 16 8 4 2 1 1/2 1/4……
8. 1 4 9 16 25 36 49……
9. 21 18 16 15 12 10 9……
10. 3 6 8 16 18 36 38……
11. 12 7 10 5 8 3 6……
12. 2 8 9 27 30 90 93……
13. 8 16 9 18 11 22 15……
14. 7 21 18 6 18 15 5……
15. 10 6 9 18 14 17 34……

Инструкция испытуемому: «На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!»

По истечении 7 минут дается команда: «Стоп! Решение прекратить!»

Обработка результатов

Обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.

Ключ для обработки результатов задания «Числовые ряды».

Номер ряда Продолжение
ряда
Номер ряда Продолжение
ряда
Номер ряда Продолжение
ряда
1.
2.
3.
4.
5.
16; 18
27; 30
384; 768
17; 20
4; 2
6.
7.
8.
9.
10.
11; 3
1/8; 1/16
64; 81
6; 4
76; 78
11.
12.
13.
14.
15.
1; 4
279; 282
30; 23
15; 12
30; 33

Анализ результатов

Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14–15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11–13 – высокая или хорошая; если 8–10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7–6 – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.

Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.

Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.


Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *