Цель исследования: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченного времени.
Материал и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер.
Процедура исследования
Это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения.
До начала исследования бланки должны быть положены перед участниками тестирования на хорошо освещенный стол лицевой стороной вниз, чтобы до подачи инструкции они их не разглядывали и не изучали.
Бланк с напечатанной на нем таблицей рядов чисел выглядит следующим образом:
№ /п | Числовые ряды |
1. | 2 4 6 8 10 12 14…… |
2. | 6 9 12 15 18 21 24…… |
3. | 3 6 12 24 48 96 192…… |
4. | 4 5 8 9 12 13 16…… |
5. | 22 19 17 14 12 9 7…… |
6. | 39 38 36 33 29 24 18…… |
7. | 16 8 4 2 1 1/2 1/4…… |
8. | 1 4 9 16 25 36 49…… |
9. | 21 18 16 15 12 10 9…… |
10. | 3 6 8 16 18 36 38…… |
11. | 12 7 10 5 8 3 6…… |
12. | 2 8 9 27 30 90 93…… |
13. | 8 16 9 18 11 22 15…… |
14. | 7 21 18 6 18 15 5…… |
15. | 10 6 9 18 14 17 34…… |
Инструкция испытуемому: «На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!»
По истечении 7 минут дается команда: «Стоп! Решение прекратить!»
Обработка результатов
Обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.
Ключ для обработки результатов задания «Числовые ряды».
Номер ряда | Продолжение ряда |
Номер ряда | Продолжение ряда |
Номер ряда | Продолжение ряда |
1. 2. 3. 4. 5. |
16; 18 27; 30 384; 768 17; 20 4; 2 |
6. 7. 8. 9. 10. |
11; 3 1/8; 1/16 64; 81 6; 4 76; 78 |
11. 12. 13. 14. 15. |
1; 4 279; 282 30; 23 15; 12 30; 33 |
Анализ результатов
Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.
Если испытуемый решил 14–15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11–13 – высокая или хорошая; если 8–10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7–6 – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.
Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.
Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.
Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1