Меню Закрыть

Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов)

Назначение:

Методика направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля.

Инструкция:

Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первые естественный ответ, который придет вам в голову.

Опросник

1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что вы передаете слухи?
7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
10. Вы пишете очень быстро?
11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
13. У вас очень много хороших друзей?
14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли вас терзает чувство вины?
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т.п.?
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
22. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?
23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
27. Часто ли вам снятся кошмары?
28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
31. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения но отношению к вашим родителям?
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
44. Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

 

 

Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл
1. Экстраверсия 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 4, 43  3

 2

2 1
2. Ригидность 8, 26, 32

2, 14, 20, 38, 44

 3

 2

 

37

19, 46

2

 1

3. Эмоциональная возбудимость 15, 21, 33, 39,45

3, 9

27

 3

 2

 1

 

 

 

 

4. Темп реакций 4, 16, 28

10, 22, 34, 40, 46

17, 29, 37

 3

 2

 1

 

 

 

 

5.

 

Активность 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47

10

 3

 1

 

38

 

1

 

 

6 Искренность 30, 36, 42, 48

6, 12

18, 24, 25

3

2

1

 

 

23

 

 

1

Примечание. Ригидность означает состояние, при котором наблюдается снижение приспособляемости, переключаемости психических процессов к меняющимся условиям среды.

Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности ответов испытуемого по показателю искренности. Для этой цели по данному показателю подсчитываются числа совпадающих ответов «да» на поставленные вопросы (подсчет производится построчно по показателю искренности в ключе к опроснику). Полученные числа умножаются на соответствующие коэффициенты (3, 2 или 1 балл). То же самое делают с ответом «нет» (в нашем случае, если ответ испытуемою на вопрос 23 совпадает с ответом «нет», то ему приписывается 1 балл). После этого подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Если общая сумма составит значение 13–20 баллов, то это означает, что ответы вполне достоверны. При 8–12 баллах ответы считаются сомнительными, при 0–7 баллах – недостоверными.

Аналогично описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по остальным показателям (свойствам темперамента).

Затем, руководствуясь таблицей 1, определяют степень выраженности каждого из психодинамических свойств.

Таблица 1. Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия

 

Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность

 

22–26

(очень

высокая)

16–20

(очень

высокая)

18–20

(очень

высокая)

20–22

(очень

быстрый)

24–26

(очень

высокая)

17–21

(высокая)

12–15

(высокая)

14–17

(высокая)

14–19

(быстрый)

1Т-23

(высокая)

21–16

(средняя)

7–11

(средняя)

8–13

(средняя)

9–13

(средний)

14–20

(средняя)

7–11

(высокая

интроверсия)

3–6

(высокая

пластичность)

4–7

(высокая

эмоциональная уравновешенность)

5–8

(медленный)

9–13

(низкая)

0 – 6

(очень высокая

интроверсия)

0–2

(очень высокая

пластичность)

0–3

(очень высокая

эмоциональная уравновешенность)

0–4

(очень

медленный)

0–8

(очень

низкая)

Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА». ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *