Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) - SOWY.RU
Меню Закрыть

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Назначение теста. Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности.


Инструкция к тесту

Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

  • «++» – да, согласен,
  • «+» – пожалуй согласен,
  • «=« – когда как, согласен в некоторой степени,
  • «-» – нет, не согласен,
  • «?» – не знаю.

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14h. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.


Вариант для взрослых

1) В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

a) «Время – деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.
b) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
c) Свободное время нужно проводить с друзьями.
d) Свободное время надо отдавать семье.
e) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
f) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
g) Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.
h) Нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

2) В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

a) Работа – это вынужденная жизненная необходимость.
b) Главное – не допускать конфликтов.
c) Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.
d) Нужно активно стремится к служебному продвижению.
e) Главное – завоевать авторитет и признание.
f) Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.
g) В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.
h) Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3) Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:

a) Текущие, домашние.
b) Отдых, развлечения.
c) Встречи с друзьями.
d) Общественные дела.
e) Занятия с детьми.
f) Учеба, чтение необходимой для работы литературы.
g) Хобби.
h) Подрабатывание денег.

4) Среди моих рабочих дел много места занимают:

a) Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.).
b) Личное общение (на темы, не связанные с работой).
c) Общественная работа.
d) Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.
e) Работа творческого характера.
f) Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).
g) Работа, связанная с ответственностью перед другими.
h) Свободное время, перекуры, отдых.

5) Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

a) Заниматься текущими домашними делами.
b) Отдыхать.
c) Развлекаться.
d) Заниматься общественной работой.
e) Заниматься учебой, получением новых знаний.
f) Заниматься творческой работой.
g) Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.
h) Делать дело, дающее возможность заработать.

6) Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

a) Тем, что составляет мои основные обязанности.
b) Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).
c) Личным общением (разговорами, не связанными с работой).
d) Общественной работой.
e) Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.
f) Творческой работой.
g) Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.
h) Работой, за которую можно больше получить.

7) Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

a) Где что можно купить, как хорошо провести время.
b) Про общих знакомых.
c) О том, что вижу и слышу вокруг.
d) Как добиться успеха в жизни.
e) О работе.
f) О своих увлечениях
g) О своих успехах и планах.
h) О жизни, книгах, кинофильмах, политике.

8) Моя работа дает мне прежде всего:

a) Достаточные материальные средства для жизни.
b) Общение с людьми, дружеские отношения.
c) Авторитет и уважение окружающих.
d) Интересные встречи и беседы.
e) Удовлетворение от работы.
f) Чувство своей полезности.
g) Возможность повышать свой профессиональный уровень.
h) Возможность служебного продвижения.

9) Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

a) Уютно, хорошие развлечения.
b) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.
c) Тебя уважают, считают авторитетом.
d) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.
e) Можно приобрести новых друзей.
f) Бывают известные заслуженные люди.
g) Все связаны общим делом.
h) Можно проявить и развить свои способности.

10) Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

a) С которыми можно поговорить на разные темы.
b) Которым мог бы передавать свой опыт и знания.
c) С которыми можно больше заработать.
d) Которые имеют авторитет и вес на работе.
e) Которые могут научить чему-нибудь полезному.
f) Которые заставляют тебя становиться активнее на работе.
g) Которые имеют много знаний и интересных идей.
h) Которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

11) К настоящему времени я имею в достаточной степени:

a) Материальное благополучие.
b) Возможность интересно развлекаться.
c) Хорошие условия жизни.
d) Хорошую семью.
e) Достаточно возможностей интересно проводить время в обществе.
f) Уважение, признание и благодарность других.
g) Чувство полезности для других.
h) Создание чего-то ценного, полезного.

12) Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:

a) Хорошую зарплату, другие материальные блага.
b) Хорошие условия для работы.
c) Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.
d) Определенные творческие достижения.
e) Хорошую должность.
f) Самостоятельность и независимость.
g) Авторитет и уважение коллег.
h) Достаточно высокий профессиональный уровень.

13) Больше всего мне нравится, когда:

a) Не нужно думать о насущных заботах.
b) Есть комфортное, приятное окружение.
c) Кругом оживление, веселая суета.
d) Предстоит провести время в веселом обществе.
e) Испытываю чувство соревнования, поиска.
f) Испытываю чувство активного напряжения и ответственности.
g) Погружен в свою работу.
h) Включен в совместную работу с другими.

14) Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:

a) Я расстраиваюсь и долго переживаю.
b) Стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное.
c) Теряюсь, не знаю что делать, злюсь на себя.
d) Злюсь на то, что мне помешало.
e) Стараюсь оставаться спокойным, и обычно мне это удается.
f) Пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло.
g) Стараюсь понять, в чем я сам был виноват.
h) Стараюсь понять причины неудачи и поправить положение.

Обработка результатов теста

Ответы испытуемого переводятся в баллы:

  • «++» – 3 балла,
  • «+» – 2 балла,
  • «=« – 1 балл,
  • «-» или «?» – 0 баллов.

Ключ к тесту

Вариант для взрослых

  1 2 3 4 5 6
a П П П Д П Д
b П К К К,О К О,Д
c О К О Д,ОД* К* К,О
d Д С Д,ОД* Д ОД* С,Д*
e ОД С,О ОД ДР* ДР*  
f С ДР   П ДР ДР*
g ДР ДР Д,ДР* ОД ОД ОД
h ДР ОД П,Д К П,Д П
  Ожид Рбид Ожре Рбре Ожид Рбид

  7 8 9 10 11 12 13 14
a К П К К,О П П аст аст
b О О Д ОД К К аст аст
c С С С П,Д К К,О аст аст
d Сид О С С О ДР* аст аст
e П,Д ДР О П С,О С* ст ст
f ДР ОД Сре ОД С,ОД С ст ст
g ДР ДР Д,ОД ДР ОД ОД ст ст
h Оид С К,О*   ДР* П,Д ст ст
  Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Э Ф

Примечание:

* – звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.

Описание шкал теста

Шкалы мотивационного профиля:

  • П- поддержание жизнеобеспечения,
  • К – комфорт,
  • С – социальный статус,
  • О – общение,
  • Д – общая активность,
  • ДР – творческая активность,
  • ОД – общественная полезность.

Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:

  • Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
  • Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
  • ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
  • ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.

Шкалы эмоционального профиля:

  • Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
  • Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
  • Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
  • Фаст – астенический тип переживания фрустрации.

После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в следующей таблице:

  П К С О Д ДР ОД Э Ф
Ожид                  
Ожре              
Рбид                  
Рбре              

Шкала коррекции

Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.

Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g – о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.

Интерпретация результатов теста

На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.

Типы мотивационного профиля:

Прогрессивный – характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.

Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.

Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика – количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.

Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А. Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.

Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.

Типы эмоционального профиля:

Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.

Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.

Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.

Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.

При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.

Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» – поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» – стремление к комфорту, – при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.

Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим – в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.

В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.

Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА».ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи