Назначение: Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.
Инструкция: Сейчас вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «А», «В» и «С». вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.
Отвечайте по возможности быстро, т.к. важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним – свой ответ в буквенной форме.
Опросник
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
А) Обойду, не потревожив;
В) отодвину и пройду;
С) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
А) Ничего, какое мое дело?
В) не знаю, как сложатся обстоятельства;
С) подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
А) Тороплюсь в школу (на работу);
В) если попросят о помощи, не откажу;
С) звоню по телефону «03», останавливаю прохожих.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
А) Предложу свою помощь;
В) не вмешиваюсь в чужую жизнь;
С) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?
А) Выражаю сожаление, конечно;
В) оборачиваюсь, предлагаю уступить;.
С) не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.
6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?
А) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
В) ничего, жизнь вообще несправедлива;
С) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?
А) Они мои, раз я их нашел;
В) завтра спрошу, кто потерял;
С) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
А) На шпаргалки, конечно, или на везенье;
В) на усталость экзаменатора –авось пропустит;
С) на себя самого, свои знания.
9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?
А) Найду что-нибудь рядом с домом;
В) поищу высокооплачиваемую работу;
С) выбирать стану творческую работу.
10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?
А) Неизвестные красоты нашей страны;
В) экзотические страны;
С) богатые страны.
11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?
А) Поболтаюсь немного, потом видно будет;
В) ухожу домой, конечно;
С) присоединюсь к кому-нибудь.
12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
А) Соглашаюсь с благодарностью;
В) сначала узнаю, сколько было таких случаев;
С) отказываюсь решительно.
13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?
А) Забываю про него, вспомню, если скажут;
В) выполняю, разумеется;
С) ищу причины, чтобы дать отказ.
14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?
А) Да, непременно всем друзьям и знакомым;
В) не знаю, скажу, если случай подвернется;
С) нет, пусть каждый живет, как хочет.
15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?
А) Прошу поручить мне;
В) жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру;
С) ничего не делаю, пусть будет, как будет.
16. Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?
А) Еду на дачу, согласно договору;
В) не еду, конечно;
С) спрошу друга: что скажет.
17. Вы решили завести собаку. Что вас устроит?
А) Бездомный щенок;
В) взрослый пес с известным нравом;
С) щенок редкой породы с родословной.
18. Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?
А) Напоминаю о праве на отдых;
В) соглашаюсь;
С) как все, так и я.
19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?
А) Отвечаю тем же;
В) не замечаю, это не имеет значения;
С) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке. Но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?
А) Играю;
В) разумеется, не играю;
С) приятно, что хвалят, но увиливаю.
21. Задумали принять гостей. Чем озабочены?
А) Угощениями, конечно.
В) программой общения;
С) ничем – они же мои друзья.
22. Школу закрыли на карантин. Как реагируете?
А) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой;
В) создаю программу самостоятельных занятий;
С) живу в ожидании новых сообщений.
23. У вас подарок – красивая авторучка. Два парня требуют им отдать. Что делаете?
А) Отдаю – жизнь дороже;
В) постараюсь убежать от них;
С) подарков не отдаю.
24. При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?
А) Мне неудобно, слегка завидую;
В) рад, мои достоинства от этого не уменьшаются;
С) меня не касается, ничего не чувствую.
25. Наступает Новый год. О чем думаете?
А) О подарках, конечно, и елке;
В) о новогодних каникулах;
С) о новом этапе своей жизни.
26. Какова роль музыки в вашей жизни?
А) Нужна для танцев;
В) является фоном жизни;
С) возвышает душу.
27. Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?
А) Снятся родные места;
В) лучше, чем дома;
С) не знаю, надолго не уезжал.
28. Во время информационных телепередач меняется ли ваше настроение?
А) Нет, если мои дела идут хорошо;
В) да, и постоянно;
С) не замечал.
29. Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?
А) Отбираю интересные книги, приношу;
В) у меня нет книг, мне не нужных;
С) если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
30. Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?
А) Безусловно, могу;
В) нет, на свете так много интересного;
С) не знаю, не считал.
31. Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?
А) У этого человека была своя выгода;
В) повезло прославиться;
С) глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка производится с помощью ключа:
Ключ
Ориентация на личные (эгоистические интересы).
1. | А | 6. | В | 11. | В | 16. | А | 21. | А | 26. | А |
2. | А | 7. | А | 12. | А | 17. | С | 22. | А | 27. | В |
3. | А | 8. | В | 13. | С | 18. | А | 23. | А | 28. | А |
4. | В | 9. | В | 14. | С | 19. | С | 24. | А | 29. | В |
5. | А | 10. | С | 15. | А | 20. | В | 25. | А | 30. | А |
|
31. | А |
Ориентация на взаимодействие и сотрудничество
1. | В | 6. | С | 11. | С | 16. | В | 21. | В | 26. | С |
2. | С | 7. | В | 12. | С | 17. | А | 22. | В | 27. | А |
3. | С | 8. | С | 13. | В | 18. | В | 23. | С | 28. | В |
4. | А | 9. | С | 14. | А | 19. | В | 24. | В | 29. | А |
5. | В | 10. | А | 15. | В | 20. | А | 25. | С | 30. | В |
|
31. | С |
Маргинальная ориентация
1. | С | 6. | А | 11. | А | 16. | С | 21. | С | 26. | В |
2. | В | 7. | С | 12. | В | 17. | В | 22. | С | 27. | С |
3. | В | 8. | А | 13. | А | 18. | С | 23. | В | 28. | С |
4. | С | 9. | А | 14. | В | 19. | А | 24. | С | 29. | С |
5. | С | 10. | В | 15. | С | 20. | С | 25. | В | 30. | С |
|
31. | В |
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а не совпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим, подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству балов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно исходить из следующих показателей:
24 балла и выше – высокий уровень;
14–23 балла – средний уровень;
13 баллов и менее –низкий уровень.
Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп, чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обуславливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.
Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА». ЧАСТЬ 1