Меню Закрыть

Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина)

Назначение: Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.

Инструкция: Сейчас вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «А», «В» и «С». вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.

Отвечайте по возможности быстро, т.к. важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним – свой ответ в буквенной форме.

Опросник

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

А) Обойду, не потревожив;
В) отодвину и пройду;
С) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

А) Ничего, какое мое дело?
В) не знаю, как сложатся обстоятельства;
С) подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

А) Тороплюсь в школу (на работу);
В) если попросят о помощи, не откажу;
С) звоню по телефону «03», останавливаю прохожих.

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

А) Предложу свою помощь;
В) не вмешиваюсь в чужую жизнь;
С) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?

А) Выражаю сожаление, конечно;
В) оборачиваюсь, предлагаю уступить;.
С) не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.

6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?

А) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
В) ничего, жизнь вообще несправедлива;
С) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

А) Они мои, раз я их нашел;
В) завтра спрошу, кто потерял;
С) может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

А) На шпаргалки, конечно, или на везенье;
В) на усталость экзаменатора –авось пропустит;
С) на себя самого, свои знания.

9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?

А) Найду что-нибудь рядом с домом;
В) поищу высокооплачиваемую работу;
С) выбирать стану творческую работу.

10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

А) Неизвестные красоты нашей страны;
В) экзотические страны;
С) богатые страны.

11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

А) Поболтаюсь немного, потом видно будет;
В) ухожу домой, конечно;
С) присоединюсь к кому-нибудь.

12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

А) Соглашаюсь с благодарностью;
В) сначала узнаю, сколько было таких случаев;
С) отказываюсь решительно.

13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

А) Забываю про него, вспомню, если скажут;
В) выполняю, разумеется;
С) ищу причины, чтобы дать отказ.

14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?

А) Да, непременно всем друзьям и знакомым;
В) не знаю, скажу, если случай подвернется;
С) нет, пусть каждый живет, как хочет.

15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?

А) Прошу поручить мне;
В) жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру;
С) ничего не делаю, пусть будет, как будет.

16. Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?

А) Еду на дачу, согласно договору;
В) не еду, конечно;
С) спрошу друга: что скажет.

17. Вы решили завести собаку. Что вас устроит?

А) Бездомный щенок;
В) взрослый пес с известным нравом;
С) щенок редкой породы с родословной.

18. Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?

А) Напоминаю о праве на отдых;
В) соглашаюсь;
С) как все, так и я.

19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?

А) Отвечаю тем же;
В) не замечаю, это не имеет значения;
С) разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке. Но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?

А) Играю;
В) разумеется, не играю;
С) приятно, что хвалят, но увиливаю.

21. Задумали принять гостей. Чем озабочены?

А) Угощениями, конечно.
В) программой общения;
С) ничем – они же мои друзья.

22. Школу закрыли на карантин. Как реагируете?

А) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой;
В) создаю программу самостоятельных занятий;
С) живу в ожидании новых сообщений.

23. У вас подарок – красивая авторучка. Два парня требуют им отдать. Что делаете?

А) Отдаю – жизнь дороже;
В) постараюсь убежать от них;
С) подарков не отдаю.

24. При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?

А) Мне неудобно, слегка завидую;
В) рад, мои достоинства от этого не уменьшаются;
С) меня не касается, ничего не чувствую.

25. Наступает Новый год. О чем думаете?

А) О подарках, конечно, и елке;
В) о новогодних каникулах;
С) о новом этапе своей жизни.

26. Какова роль музыки в вашей жизни?

А) Нужна для танцев;
В) является фоном жизни;
С) возвышает душу.

27. Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?

А) Снятся родные места;
В) лучше, чем дома;
С) не знаю, надолго не уезжал.

28. Во время информационных телепередач меняется ли ваше настроение?

А) Нет, если мои дела идут хорошо;
В) да, и постоянно;
С) не замечал.

29. Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?

А) Отбираю интересные книги, приношу;
В) у меня нет книг, мне не нужных;
С) если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

30. Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?

А) Безусловно, могу;
В) нет, на свете так много интересного;
С) не знаю, не считал.

31. Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?

А) У этого человека была своя выгода;
В) повезло прославиться;
С) глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка производится с помощью ключа:

Ключ

Ориентация на личные (эгоистические интересы).

1. А 6. В 11. В 16. А 21. А 26. А
2. А 7. А 12. А 17. С 22. А 27. В
3. А 8. В 13. С 18. А 23. А 28. А
4. В 9. В 14. С 19. С 24. А 29. В
5. А 10. С 15. А 20. В 25. А 30. А
 

 

                  31. А

 

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

1. В 6. С 11. С 16. В 21. В 26. С
2. С 7. В 12. С 17. А 22. В 27. А
3. С 8. С 13. В 18. В 23. С 28. В
4. А 9. С 14. А 19. В 24. В 29. А
5. В 10. А 15. В 20. А 25. С 30. В
 

 

                  31. С

Маргинальная ориентация

1. С 6. А 11. А 16. С 21. С 26. В
2. В 7. С 12. В 17. В 22. С 27. С
3. В 8. А 13. А 18. С 23. В 28. С
4. С 9. А 14. В 19. А 24. С 29. С
5. С 10. В 15. С 20. С 25. В 30. С
 

 

                  31. В

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а не совпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим, подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству балов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно исходить из следующих показателей:

24 балла и выше – высокий уровень;
14–23 балла – средний уровень;
13 баллов и менее –низкий уровень.

Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп, чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обуславливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

Источник — ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебно-практические и методические материалы. Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева, С.В. Старовойтовой «ПСИХОДИАГНОСТИКА». ЧАСТЬ 1

Опубликовано в Психодиагностика

Связанные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *