Адаптация личности к новой социокультурной среде (Л.В.Янковский)
Опросник позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов к новой социокультурной среде.
Инструкция
«Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить степень успешности вашей адаптации к новой социокультурной среде. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «-» («нет»), если какое-нибудь утверждение к вам не относится, поставьте знак «0». Отвечайте, пожалуйста, искренне и честно».
Вместо многоточия в опросник вставляются слова, соответствующие названию той страны, где живет эмигрант.
- Мне нравится русская культура.
- Мне нравится знакомиться с коренными жителями.
- По-моему, я здесь гораздо способнее и находчивее, чем был до переезда в новое место жительства.
- У меня есть близкие люди среди коренного населения.
- У новоприбывших всегда одинаковые проблемы.
- Я сам виноват … в своих неудачах.
- Я с удовольствием изучаю русский язык.
- Если я попаду в беду, я всегда могу рассчитывать на помощь.
- Я знаком с российскими законами.
- На низкоквалифицированной работе человек теряет уважение знакомых.
- Я хотел бы работать по специальности, аналогичной той, по которой я работал до переезда в новое место жительства.
- Я смотрю российское телевидение.
- Материально обеспеченные люди добрее.
- Я рассчитываю только на свои силы.
- Я провожу свое свободное время так, как мне хочется.
- Мне достаточно внимания и той заботы, которые мне уделяют.
- У меня есть желание переехать в другую страну.
- Я верю в будущее.
- Я постоянно озабочен своим материальным положением.
- Я чаще бываю доволен, чем наоборот.
- Здесь мне чего-то не хватает.
- Здесь я работаю по желаемой специальности.
- Я выбит из колеи.
- В нашей семье много проблем.
- Мне нравится здешняя природа.
- Я представлял себе жизнь здесь такой, какой она и оказалась.
- Люди часто разочаровывают меня.
- Мне нравится бывать в местах, где я раньше никогда не был.
- Я соблюдаю религиозные праздники.
- Временами я не уважаю себя.
- Я с удовольствием буду работать на любом месте, лишь бы работа была высокооплачиваемой.
- В течение последнего времени я чувствую себя хуже.
- Я думаю, что каждый должен заботиться о другом.
- Временами мы с коллегами проводим свободное время вместе.
- Мне не хочется, чтобы о моем положении знали в месте моего прежнего проживания.
- Я хорошо себя чувствую среди местного населения.
- Я не испытываю материальных затруднений.
- Очень многие живут хуже, чем могли бы.
- Лучше никому не доверять.
- Здесь у меня есть ощущение скованности, внутренней не свободы.
- У меня мало свободного времени.
- Я всегда следую чувству долга, воспитанному в детстве.
- Я предпочитаю путешествовать с друзьями, нежели с родственниками.
- Я буду работать по желаемой специальности, даже если для этого понадобится много времени.
- Мои ожидания с приездом оправдались.
- Я против подачи милостыни.
- Материальная обеспеченность – самое главное в жизни.
- Я интересуюсь происходящими здесь событиями.
- Я редко устаю на работе.
- Я безразличен к религии.
- Я люблю вспоминать о прошлом.
- Люди, как правило, нравятся мне.
- Я хорошо был проинформирован перед отъездом о жизни в …
- На прежнем месте жительства я был материально независимым.
- Религиозный человек более нравственный.
- Будущее не зависит от меня.
- Я охотно знакомлюсь с людьми.
- Миром правит справедливость.
- Я люблю праздники.
- Если ты хороший специалист, то работу тебе найти – нет проблем.
- Миллионеры в основном люди честные.
- В России жили мои родственники до моего приезда.
- Я деятелен, энергичен, инициативен.
- Мне не хватает знаний, чтобы работать по желаемой специальности.
- В прежнем месте жительства остались близкие мне люди.
- Здесь я чувствую себя защищенным.
- Я считаю, что мир должен быть без границ.
- Временами я чувствую себя никому не нужным.
- Моя повседневная жизнь занята интересными делами.
- Мне помогают мои близкие.
- Наша семья всегда придерживалась религиозных убеждений.
- При определенных обстоятельствах я готов вернуться обратно.
- Я никогда не начинаю разговор первым.
- Временами я скучаю по родной природе.
- Я посоветовал бы своим близким приехать сюда.
- Я делаю то, что мне нравится.
- Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
- Если я испытываю какие-нибудь затруднения, я с легкостью спрашиваю совета.
- Я контролирую свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в месте моего прежнего жительства
- Я чувствую неприязнь к тому, что меня окружает.
- Я интересуюсь событиями, происходящими в месте моего прежнего жительства.
- У меня нет здесь близкого мне человека.
- Я хотел бы сменить место работы.
- Еще до переезда я планировал, по какой специальности буду работать здесь.
- Временами я думаю о моем приезде в место моего прежнего жительства
- Я уехал бы раньше, если бы у меня была такая возможность.
- Я думал, что здесь мне будет лучше.
- Неудачники должны винить прежде всего себя.
- Здесь я чувствую себя дома.
- Меня не волнует, кто какой национальности.
- Мои знания и опыт, привезенные сюда, выше, чем приходится применять здесь.
- Временами мне не хватает общения.
- Мне нравится российское телевидение.
- Иногда мне нечем занять себя.
- Русский язык станет для меня в недалеком будущем родным.
- Все имеют одинаковые возможности добиться материального благополучия.
Обработка результатов и интерпретация
Ключ к тесту
Шкала адаптивности | + : 22, 25, 52, 57, 59, 60, 69, 79, 89. – : 35, 40, 50, 56, 64, 80, 87. |
Шкала конформности | + : 1, 5, 13, 38, 53, 55, 61, 66, 71, 75, 78, 96. – : 14, 67, 73, 76. |
Шкала интерактивности | + : 2, 3, 6, 7, 8, 15, 28, 43, 44, 46, 47, 77, 88. – : 54, 62, 90 |
Шкала депрессивности | + : 10, 19, 23, 27, 32, 39, 68, 81, 84. – : 16, 18, 20, 58, 63, 70, 86. |
Шкала ностальгии | + : 17, 30, 51, 65, 72, 74, 85, 94. – :4, 12, 26, 41, 42, 45, 49, 93. |
Шкала отчужденности | + : 11, 21, 24, 31, 33, 82, 83, 91, 92. – : 9, 29, 34, 36, 37, 48, 95. |
При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при несовпадении – 0 баллов (ответ «это ко мне не относится» не учитывается). По каждой шкале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:
высокий – сумма баллов превышает 12,
средний – от 6 до 12,
низкий – менее 6 баллов.
Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных вариантов: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.
Шкала адаптивности
Высокие оценки свидетельствуют о личной удовлетворенности; положительном отношении к окружающим и принятии их; чувстве социальной и физической защищенности; чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для эмигрантов характерны: стремление к самореализации; высокий уровень активности; уверенность в отношениях с другими; планирование своего будущего, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте.
Шкала конформности
Высокие оценки означают: стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми; ориентацию на социальное одобрение; зависимость от группы; потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми; принятие системы/ ценностей и норм поведения данной среды. Поведение эмигрантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения.
Шкала интерактивности
Высокие оценки соответствуют: принятию данной среды; активному вхождению в эту среду; настроенности на расширение социальных связей; чувству уверенности в своих возможностях; критичности к собственному поведению; готовности к самопреобразованию; желанию реализовать себя путем достижения материальной независимости; направленности на сотрудничество с другими; контролю над собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества; направленности на определенную цель и подчинению себя этой цели.
Шкала депрессивности
Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла и ценностей. Это сопровождается: невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией; пониженной самооценкой; беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события; сомнением, тревогой относительно социальной идентичности; нереализацией собственных способностей, связанной с неприятием себя и других; чувствами подавленности, опустошенности, изолированности.
Шкала ностальгии
Высокие оценки означают: потерю связи с культурой, сопричастности с ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые; бесприютность, ощущение того, что человек «не на своем месте». Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.
Шкала отчужденности
Высокие оценки соответствуют: утверждению норм, установок и ценностей данного общества; неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласованию притязаний и реальных возможностей; озабоченности своей идентичностью и своим статусом; влиянию внешнего контроля на общее неприятие себя и других; убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость.
Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в процессе психологической консультации и психокоррекции личности эмигранта. Используя ее, можно более эффективно помочь ему адаптироваться в новой социокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления трудностей, связанных с изменением стереотипов поведения, преобразовать деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям.
Источник: Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей. – СПб.: Речь, 2004. – 408 с. (С.206-211)